Мастер-класс "Шахматный дебют"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Продолжительность: 25 мин.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Цель: уточнить знания об истории возникновения шахмат и о начальном положении фигур; развивать скорость мышления и умение находить выход из проблемных ситуаций, расширять кругозор, вызвать интерес к занятиям в шахматном кружке.

Оборудование: демонстрационная доска с набором фигур, медиапроектор, компьютер с колонками, микрофон, деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри, костюмы короля, ферзя, ладьи, пешки, коня, слона (по возрасту зрителей) + костюмы шахматного короля и королевы для ведущих (детские); конь на палке, фрагмент ферзевого фланга доски 8х4 поля из плотной бумаги (или ткани) с полями 40х40 см (вертикали а,b,c,d), мешочек с шестью основными фигурами, на дне которых приклеяны обозначения полей (н-р: а5, с8, е7, b1, d4, f3).

Прилагаемые медиаматериалы:

1. Презентация с видеовопросами “Шахматный дебют” (Приложение 1).

2. Фонограмма песни “Виват, король!” в исполнении Т.Гвердцители (м. Г.Татарченко, сл. Ю.Рыбчинского).

Место проведения: актовый зал.

Действующие лица: ведущий, его помощники – учащиеся (мальчик – Шахматный король и девочка – Шахматная королева), видеозвукооператор; шесть участников, выбранных из зрителей по ходу действия.

Содержание мастер – класса.

Предварительная подготовка: к полу у сцены прикрепляется горизонтально фрагмент ферзевого фланга доски с полями 40х40 см, за сценой приготовлены костюмы шахматных фигур, конь на палке, на сцене – демонстрационная доска с комплектом фигур, подготовлены проектор с экраном, на который спроектирован слад № 1: “Шахматный дебют”, микрофон, на столике у сцены лежит мешочек с 6-ю фигурами, к которым прикреплены обозначения полей доски, и деревянная шахматная доска с 6-ю основными фигурами внутри.

(Ведущий, девочка в костюме шахматной королевы и мальчик – шахматный король, взявшись за руки, выходят из-за кулис.)

Ведущий:

– Здравствуйте, дорогие друзья!

Приглашаем Вас на “Шахматный дебют”!

Шахматная королева:

– На свете есть заветная,
Волшебная игра.
В нее с утра до вечера
Играет детвора.
Там мчатся кони резвые,
Трубят поход слоны,
И клетки черно-белые
Чудес и тайн полны.
(И.Г.Сухин)

Шахматный король:

– Учитесь в шахматы играть –
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
Научит думать и решать,
Как верный сделать ход.
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Учитесь в шахматы играть –
Мудрейшая игра.
Ее секреты разгадать
Вы сможете тогда.
(Г.К.Кайгородов)

Ведущий:

– Шахматы появились более двух тысяч лет назад в Индии. По легенде – мудрец Сета придумал игру, в которой король – самая важная фигура – не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Урок шахматной игры произвел сильное впечатление на индийского властелина, и он решил отблагодарить создателя: “Ты создал чудесную игру, мудрец. Проси награду, какую захочешь. Такая игра достойна быть забавой царей”.

В награду за изобретение Сета попросил зернышко пшеницы за первое поле шахматной доски, два зернышка – за второе, четыре – за третье и т.д., удваивая число зерен с каждым последующим полем. Властелин удивился, но решил, что речь идет всего лишь о нескольких мешках пшеницы. Это казалось скромной просьбой, но каково же было его удивление, когда выяснилось, что общее число зерен – (число появляется на экране (Слайд 2): 18446744073709551615) восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать. Это было больше, чем весь мировой запас зерна! Так властелин получил еще один урок мудрости от изобретателя шахмат.

Шахматный король:

Вообще, мудрость этой игры непостижима. Только представьте себе, – число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах: 318 979 564 000.

Шахматная королева:

– А количество шахматных партий, которые могут быть разыграны на шахматной доске, превышает количество атомов в известной части вселенной!

Ведущий:

– Да, ценность этой игры велика.

Дорогие друзья, наверняка каждый из Вас прикасался к этой игре и имеет свой небольшой опыт. Давайте вспомним названия шахматных фигур! (Слайд 3)

Ведущий, шахматные король и королева спускаются в зал, король берет со столика у сцены деревянную шахматную доску с 6-ю белыми фигурами: король, ферзь, слон, ладья, конь и пешка.

Ведущий загадывает, зрители по очереди называют отгаданные фигуры, королева достает у короля из коробки и вручает “отгадку” угадавшему.

Ведущий:

– Дедушка, смотри-смотри, королей на доске ровно … (2)
– Знает любой в нашей квартире, – ферзей на доске ровно … (2)
– По характеру упряма, и хожу всегда лишь прямо (ладья)
– Стою на одной ноге, хожу буквой Г (конь)
– Черным клеточкам верны чернопольные … (слоны)
– Всю доску прошла и фигуру нашла (пешка)

(И.Г.Сухин)

Ведущий:

– Вся наша жизнь – игра! И мы сейчас разыграем небольшую партию. Я прошу всех, у кого в руках есть шахматные фигуры, выйти на сцену!

– Дорогие друзья, вам представляется уникальная возможность – побывать в роли шахматных фигур. Уважаемые участники, пройдите, пожалуйста, за кулисы и облачитесь в соответствующие атрибуты шахматных фигур.

(Король и королева провожают участников за кулисы, участники одевают костюмы.)

Ведущий (игра с залом):

– А пока игроки готовятся, предлагаю вашему вниманию литературную викторину!

1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? (Незнайка.)

2. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? (Электроник.)

3. Человечек из театра Карабаса Барабаса – “весь клетчатый, как шахматная доска”. (Арлекин.)

4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? (Алиса Селезнева.)

5. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: “Глядите, глядите, вон идет шахматная доска”. (Сиропчик.)

6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)

7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)

Ведущий предлагает зрителям упражнение на координацию работы рук, говорит и показывает:

– Хорошо, книги вы любите! А попробуйте – ка сделать вот такое упражнение: руки перед грудью, локти отводим в стороны, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы обеих рук выпрямились и “здороваются” (касаются друг друга). А теперь правой рукой делаем круговые движения вперед (от себя). Остановились. Левой рукой (так же со сжатым кулачком и выпрямленным указательным пальцем) делаем круговые движения назад (к себе). Остановились. А теперь соединяем движения обеих рук, и одновременно вращаем правой рукой – от себя, а левой – к себе.

– Это упражнение не такое уж и простое, как казалось вначале. Но поверьте, если вы немного потренируетесь, то обязательно научитесь координировать работу своих рук.

Ведущий:

– Итак, наши участники уже готовы. И под бурные аплодисменты они приглашаются в зал. (Из-за кулис выходят 6 участников в костюмах шахматных фигур.)

– Начинаем интеллектуальный бой! Поля у нас необыкновенные, расстановка фигур тоже необычная! Мы не будем усложнять, играем по простым правилам! Наши шестеро участников делятся на две команды: команда Короля и команда Ферзя. Два игрока из свиты Короля встают на а1 и b1 (фрагмента доски с полями 40х40 см, заранее прикрепленного к полу возле сцены). Команда Ферзя встает на противоположную сторону и занимает поля с8 и d8.

– Король и Ферзь в одиночку – не воины! Поэтому задания выполняются командой. Король и Ферзь (стоят возле ведущего) по очереди вытягивают из волшебного мешочка номера заданий, которые будут высвечиваться на экране. Дав правильный ответ, команда переходит по доске на одно поле вперед. (Номера шести заданий – приклеенные ко дну фигур обозначения полей шахматной доски – условны, и не влияют на очередность вопросов, идущих друг за другом в презентации “Приложение №1”).

Ведущий (держит мешочек с 6-ю фигурами с приклеянными к ним обозначениями полей.

(н-р: а5, с8, е7, b1, d4, f3):

– Внимание: волшебный мешочек! Право вытянуть шахматную фигуру и назвать номер вопроса для своей команды предоставляется Королю.

(Король называет поле, обозначение которого приклеено ко дну фигуры.)

Ведущий:

– Внимание на экран (Слайд 4)! Ваше задание …

Король читает в микрофон:

Расставьте фигуры в начальную позицию. (Один из представителей команды короля расставляет белые и черные фигуры на демонстрационной доске, заранее подготовленной на сцене.)

Слайд 5(заставка)

Ведущий:

А пока фигуры расставляются, Ферзь добудет вопрос для своей команды.

(Ферзь называет поле, обозначение которого приклеяно ко дну добытой фигуры.)

– Ваш вопрос… (Слайд 6)

Ферзь читает:

Как зовут знаменитого джина, друга Вольки Костылькова, большого поклонника шахматной игры. (Ответ: Старик Хоттабыч.)

Слайд 7(заставка)

Ведущий:

Замечательно! Команда Ферзя передвигается на одно поле вперед (игроки занимают поля с7 и d7). А как же выполнила задание команда Короля? Белые фигуры должны стоять на 1-ой горизонтали, черные – на 8-ой… Отлично! Команда Короля так же передвигается на одно поле вперед (на а2 и b2).

Ведущий:

И снова Король добывает задание для своей команды. (Тянет из мешочка фигуру, сообщает номер.)

Внимание на экран. (Слайд 8) – Видеовопрос. (Слайд 9). Кто это? И какое отношение к шахматам имеет этот человек? (Ответ: Анатолий Карпов – чемпион мира по шахматам.)

Слайд 10 (заставка).

Ведущий:

– Верно. И Команда Короля двигается на одно поле ближе к центру. А сейчас очередь Ферзя выбрать вопрос для своей команды. (Ферзь называет обозначение поля с фигуры из мешочка.)

Слайд 11.

Ведущий:

– Составьте слово. (Слайд 12. Ответ: ферзь). И команда перемещается на одно поле вперед..

Слайд 13 (заставка).

Ведущий:

– Король добывает очередное задание для своей команды. (Сообщает номер). Слайд 14: показать ход коня. (Из-за кулис помощник – король выносит коня на палке.)

– Реквизит у нас имеется, и сейчас всей командой вам предстоит показать ход коня. Все дружно под бурные апплодисменты зрителей верхом на коне и… прыг-скок-вбок! Замечательно!

– Команда Короля получает право перейти на одно поле вперед.

Слайд 15 (заставка).

Ведущий:

Остался еще один вопрос для команды Ферзя. (Вытаскивает оставшуюся фигуру, сообщает номер.) Слайд 16: Найдите шахматную фигуру. (Слайд 17. Ответы: король, конь, слон, ладья, пешка.)

Ведущий:

– Команда Ферзя передвигается на поле вперед. Итак, обе наши команды успешно справились с заданиями и добрались до центральной линии шахматной доски. Дорогие друзья, поздравьте друг друга с первой тренировкой. И как заведено у шахматистов – пожмите соперникам руки.

Слайд 18 (заставка). Все участники выстраиваются в линию возле сцены. Слайд 9.

– Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!

Звучит фонограмма песни “Виват, король!” в исполнении Т.Гвердцители.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

  1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для четырехлетней начальной школы. Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
  4. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  6. Кайгородов Г.К. “Азбука шахмат” – Ек-рг.: ИПП “Уральский рабочий”, 2009.
  7. Мазаник С.В. “Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр), – СПб.: Питер, 2009.
  8. chess555.narod.ru Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: учиться на одни пятерки (сайт шахматного всеобуча).