Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентация на “универсальные учебные действия”, являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД обеспечивают способность учащегося:

  • к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.

Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.

Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно-ориентированным.

У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность. Это использование проблемного обучения, поисковые и частично-поисковые методы, а также метод проектов.

Необходимо:

  • использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
  • создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.

Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  • анализ проблемной ситуации;
  • целеполагание;
  • формулирование вопросов;
  • планирование действий;
  • отбор необходимой информации;
  • логические умения;
  • умение строить гипотезы и делать выводы;
  • рефлексия;
  • самоконтроль, самооценка и др.

Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.

Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.

Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой учащихся. Обращается внимание на способность детей следовать “правилам общения”; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.

Учитывая уровень развития мышления учащихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.

Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.

Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

  • выявление проблемы;
  • постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  • выбор методики исследования;
  • отбор материала;
  • соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи;
  • осмысление проблемы и способ ее решения;
  • формулирование цели исследования;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в процессе работы.

Учителю необходим определенный уровень научно-методической подготовки, владение исследовательскими технологиями и технологиями их осуществления в образовательном процессе.

Успешное применение учебного исследования в значительной степени зависит от умения педагога вести диалог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих; мгновенно ориентироваться в разных ситуациях, так как учащиеся не всегда следуют задуманному педагогом сценарию; выбирать точные слова для комментариев ответов учеников, обобщений и выводов.

Изменяется позиция учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование характерная черта исследовательского обучения.

В полноценном обучении участники взаимодействуют как с физическим окружением (предметы, разнообразные пособия, карточки и др.), так и с социальным (друг с другом и с учителем). Основное правило заключается в том, что все три вида активности (физическая, социальная, познавательная) разнообразны, взаимосвязаны (взаимозависимы) и в обязательном порядке должны присутствовать на каждом уроке.

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:

  • сложность соблюдения временных рамок.
  • сложность точного планирования хода урока.

Работая в данном направлении, повышается плотность урока; появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель); профессиональный рост в результате работы.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Поэтому в своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение проектно – исследовательской деятельности. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания. “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. К.Э. Циолковский.

На уроке математики дети исследуют цифры, способы решения различных примеров.

На русском языке открывают для себя новые знания, исследуем слова, например, с безударными гласными, приходим к выводу, сами составляем алгоритм грамотного написания слов.

На уроке окружающего мира проводят опыты с водой, делая вывод о её свойствах; исследуют воздух и условия выращивания разных растений.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.

Список литературы.

  1. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
  2. А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
  3. Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. – 2000. – №3.
  4. В.И.Андреев. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Дис.кан.пед.наук. М., 1983.
  5. Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис.кан.пед.наук. Томск, 2007.