Урок-ярмарка по теме "Закрепление и обобщение знаний об имени существительном". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Форма урока: урок-ярмарка

Цели урока:

  • закрепить умение изменять имена существительные по числам, определять их род, повторить написание имен существительных с шипящими на конце и правописание приставок и корней; умение находить словосочетания в предложении.
  • развивать устную и письменную речь, любознательность, мышление;
  • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, нравственные качества взаимопомощи.

ХОД  УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы совершим путешествие на ярмарку и повторим все, что уже знаем об имени существительном.
Кто из вас знает, что такое ярмарка?
Это очень яркое, красочное представление,  где проводятся торги, различные конкурсы, игры.   Гостей веселят скоморохи и клоуны. (Показ слайда № 1 Презентации)

2. Словарная работа

Отправляемся на ярмарку. Что тут можно купить?
Вспомните, пожалуйста, слова из словаря, которые можно отнести к теме «Ярмарка». Называем (морковь, капуста, картофель, овощи, яблоки, портфель, пальто, посуда ……)
Определите, какой частью речи являются записанные слова. Докажите. Назовите орфограммы.
Назовите «лишние» слова. Аргументируйте свой ответ.
Определите число и род имен существительных.
Как изменяются имена существительные. Устно измените число имен существительных. (Показ слайдов  № 2,3)

3. Закрепление и обобщение изученного о предложении и имени существительном

Ярмарки очень любили на Руси. К ним готовились еще с весны. А с наступлением весны выставляли свой товар и повеселиться не забывали. (Показ слайда № 4)
Составьте предложение по картинке (показ иллюстрации). Запишите предложение.

А) Комментированное письмо предложения

Русский народ любит ярмарку.

Давайте вспомним, чем предложение отличается от словосочетания.    Найдите главные члены предложения. Определите части речи. Назовите словосочетания, которые есть в этом предложении (русский народ, любит ярмарку). Дайте характеристику предложению.  (Показ слайда № 5)

Физминутка в занимательной форме  (показ действий, изображенных на рисунке)

Б) Упражнение в определении рода имен существительных

Чтобы попасть на ярмарку, вы должны правильно распределить предметы, которыми будут торговать на ярмарку.

Записать слова в три столбика: ж.р., м.р., ср.р.

Платок, посуда, платье, портфель, морковь, пальто, огурец, яблоко, капуста.

Как определили род имен существительных?
Какие окончания могут иметь существительные мужского, женского с и среднего рода?

В) Изменение имен существительных по числам

Попали мы на ярмарку. Сюда приходят, чтобы сделать покупки. Покупают впрок, чтобы хватило надолго.
Я буду вам показывать один предмет, а вы должны купить несколько – записать существительные во множественном числе.

Ручка, карандаш, линейка, тетрадь, книжка, зеркало, ножницы, молоко.

Проверка: объяснение орфограмм.

Можно ли определить род у этих существительных? Как? Назовите существительные, которые имеют только форму единственного или множественного числа. (ед.число – молоко, множественное число – ножницы).
Определите род (комментирование).

Г) Правописание существительных с шипящими на конце

Часто на ярмарке проводят конкурсы, загадывают загадки. Попробуем и мы справиться с этими загадками. (Показ слайда № 6)

Бьют его рукой и палкой –                                                                  Придет в дом –
Никому его не жалко.                                                                          Не выгонишь колом,
А за что беднягу бьют?                                                                       Пора придет – 
А за то, что он надут.                                                                          Сам уйдет.
                                                    (Мяч)                                                                                 (луч)

Гляжу я в окошко –                                                                              Белые горошки
Ходит черная кошка.                                                                           На зеленой ножке. 
                                                    (Ночь)                                                                                 (Ландыш)

Под полом таится,                                                                               Летом спит, зимой горит. 
Кошки боится.                                                                                     Пасть открывает,  
                                                    (Мышь)                                             Что дают – глотает.
                                                                                                                                                      (Печь)

Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова? В каких словах пишется ь, почему? Заполните таблицу.

Ь знак пишется Ь не пишется
мышь ландыш
ночь луч
печь мяч

Д) Восстановление предложения

На ярмарках любят шутить, играть, веселиться. Об этом и пословица. Попробуйте ее прочитать, дополнив недостающими словами.
… кормит, а … портит. (Труд кормит, а лень портит).
Как понимаем смысл пословицы?
Какой частью речи являются слова, которые вы вставили в предложение? Докажите.
Определите род имен существительных. Вспомните еще пословицы, которые относятся к теме:  «Ярмарка». (Показ слайда № 7)

4. Подведение итога урока

Вот и закончилось наше путешествие. Много интересного мы увидели, успели и повеселиться, и поиграть.
Что же мы повторили на уроке? Что вам понравилось больше всего?

(Поблагодарить  активных обучающихся за работу)