Системы счисления

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (82 кБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • проверить знания учащихся по теме: «Системы счисления», используя интерактивную доску;
    • составить алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот;
    • формировать умения перевода числа из десятичной системы счисления в 2сс, 8сс и 16сс.
  • Воспитательные:
    • повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
    • поддерживать интерес к информационным технологиям, воспитывать информационную культуру, аккуратность.
  • Развивающие:
    • развитие умения выделять главное;
    • развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала);
    • развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

Средства достижения цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность и в тоже время умение работать в группе;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Тип и вид урока: комбинированный урок обобщения и систематизации знаний.

Технология: личностно-ориентированная работа и в группе.

Возраст учащихся: данный урок проводится в 9 классе.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • компьютер;
  • проектор.

План урока

Этапы

Задачи

Учебно-методическое содержание

Подготовительный Привлечь учащихся к оформлению необходимого для урока материала. Изготовление материала для урока. Настройка и калибровка интерактивной доски.
Организационный Поставить цели и задачи урока, подготовить учащихся к работе на уроке. Подготовка рабочих тетрадей. Объявление темы урока.
Проверка знаний предыдущего урока и подготовка к новому материалу Активизировать мыслительную деятельность учащихся, проверить знания. Развить интерес к изученной теме. Проверка и разбор домашних примеров. Разбор новых задач на перевод чисел. Знакомство с новыми понятиями.
Объяснение нового материала Ввести понятия связи между системами счисления, ознакомить с примерами перевода, изучить перевод чисел из одной СС в другую. Показ на интерактивной доске новой темы с элементами повторения по теме «Системы счисления».
Примеры перевода.
Рефлексия Настроить учащихся на повторение пройденного материала. Упражнения для глаз.
Закрепление нового материала. Разбор задач. Рассмотреть различные задачи. Научить ориентироваться в разных системах счисления. С помощью интерактивной доски показать на примерах перевод чисел и связь между разными системами счисления.
Связь изученной темы с последующей темой Подготовить и развить интерес к изучению следующей темы «СС, используемые в компьютере, связь между системами счисления». Учащимся сообщается какая система используется в ПК; от чего зависят скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций.
Подведение итогов урока Дать анализ овладения знаниями и умениями по теме урока. Общая характеристика работы класса в течение урока, оценка ответов при решении задач.

ХОД УРОКА

I. Подготовительный

  • Поздороваться с классом.
  • Отметить отсутствующих.
  • Проверить готовность класса к уроку.
  • Настроить и откалибровать интерактивную доску.

II. Организационный

Проверка знаний предыдущего урока и подготовка к новому материалу. Вопросы для учащихся:

  • Как вы думаете, для чего нужны числа?
  • Что вы знаете об истории возникновения чисел?
  • Какие числа мы с вами используем?
  • Чем числа отличаются от цифр?
  • Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?
  • Почему назвали эту систему 10-й? Почему именно 10?
  • Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев? А внутри компьютера, какая система счисления используется?

III. Объяснение нового материала

  1. Запишите в тетрадях тему: «Системы счисления» (Приложение 1, флипчарт №1).
  2. Рассмотрим виды СС. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе? Чем позиционная отличается от непозиционной? Повторить, что такое  основание СС. Выделить, что в позиционной СС значение цифры зависит от его позиции в числе, а в непозиционной СС — не зависит (Приложение 1, флипчарт №2).
  3. Посмотрите на доску и определите виды систем счисления и хронологию их появления (Приложение 1, флипчарт №3). Переместите в нужные столбцы соответствующие СС.
  4. На флипчарте №4 приведены правила перевода чисел из одной СС в другую. Запишите, пожалуйста, в тетрадь алгоритмы перевода и переведите числа (Приложение 1, флипчарт №5), сравнив свои ответы с приведенными на доске. Предварительно необходимо установить шторку на ответы, чтобы при записи чисел для перевода их не было видно.

IV. Рефлексия

Предложить учащимся оторвать взгляды от доски и своих тетрадей и провести гимнастику для глаз (2-3 минуты).

V. Закрепление нового материала. Разбор задач

С помощью интерактивной доски показать на примерах перевод чисел и связь между разными системами счисления. Активировать флипчарт №6 и раздать каждому учащемуся по 1 примеру для перевода из 10сс в 2сс, 8сс и 16сс. После того как будет переведено число, каждый ученик, подойдя к интерактивной доске, перетаскивает в нужную строку свои ответы. Если ответ неверен, он автоматически возвращается на исходную позицию и ждет повторного действия. Каждый обучающийся получает оценку за свою работу.

VI. Связь изученной темы с последующей темой

Учителем сообщается: какая система используется в ПК; от чего зависят скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций и вызвать интерес к изучению следующей по плану темы «Системы счисления, используемые в компьютере, связь между системами счисления».

VII. Домашнее задание

  • Параграф 3.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович, 2011), читать, ответить на вопросы устно, выучить определение СС.
  • № 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 (письменно в тетради).
  • Найти информацию о СС (при помощи энциклопедий или Интернета).

VIII. Подведение итогов урока

  • Что нового узнали для себя на уроке, и что уже было знакомо?
  • Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС?
  • Какие моменты вам были не понятны?
  • Сообщить оценки за работу около доски.