Цели урока:
- Образовательные:
- проверить знания учащихся по теме: «Системы счисления», используя интерактивную доску;
- составить алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную и наоборот;
- формировать умения перевода числа из десятичной системы счисления в 2сс, 8сс и 16сс.
- Воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- поддерживать интерес к информационным технологиям, воспитывать информационную культуру, аккуратность.
- Развивающие:
- развитие умения выделять главное;
- развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала);
- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).
Средства достижения цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность и в тоже время умение работать в группе;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Тип и вид урока: комбинированный урок обобщения и систематизации знаний.
Технология: личностно-ориентированная работа и в группе.
Возраст учащихся: данный урок проводится в 9 классе.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация к уроку;
- компьютер;
- проектор.
План урока
Этапы |
Задачи |
Учебно-методическое содержание |
Подготовительный | Привлечь учащихся к оформлению необходимого для урока материала. | Изготовление материала для урока. Настройка и калибровка интерактивной доски. |
Организационный | Поставить цели и задачи урока, подготовить учащихся к работе на уроке. | Подготовка рабочих тетрадей. Объявление темы урока. |
Проверка знаний предыдущего урока и подготовка к новому материалу | Активизировать мыслительную деятельность учащихся, проверить знания. Развить интерес к изученной теме. | Проверка и разбор домашних примеров. Разбор новых задач на перевод чисел. Знакомство с новыми понятиями. |
Объяснение нового материала | Ввести понятия связи между системами счисления, ознакомить с примерами перевода, изучить перевод чисел из одной СС в другую. | Показ на интерактивной доске новой темы
с элементами повторения по теме «Системы
счисления». Примеры перевода. |
Рефлексия | Настроить учащихся на повторение пройденного материала. | Упражнения для глаз. |
Закрепление нового материала. Разбор задач. | Рассмотреть различные задачи. Научить ориентироваться в разных системах счисления. | С помощью интерактивной доски показать на примерах перевод чисел и связь между разными системами счисления. |
Связь изученной темы с последующей темой | Подготовить и развить интерес к изучению следующей темы «СС, используемые в компьютере, связь между системами счисления». | Учащимся сообщается какая система используется в ПК; от чего зависят скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций. |
Подведение итогов урока | Дать анализ овладения знаниями и умениями по теме урока. | Общая характеристика работы класса в течение урока, оценка ответов при решении задач. |
ХОД УРОКА
I. Подготовительный
- Поздороваться с классом.
- Отметить отсутствующих.
- Проверить готовность класса к уроку.
- Настроить и откалибровать интерактивную доску.
II. Организационный
Проверка знаний предыдущего урока и подготовка к новому материалу. Вопросы для учащихся:
- Как вы думаете, для чего нужны числа?
- Что вы знаете об истории возникновения чисел?
- Какие числа мы с вами используем?
- Чем числа отличаются от цифр?
- Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?
- Почему назвали эту систему 10-й? Почему именно 10?
- Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев? А внутри компьютера, какая система счисления используется?
III. Объяснение нового материала
- Запишите в тетрадях тему: «Системы счисления» (Приложение 1, флипчарт №1).
- Рассмотрим виды СС. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе? Чем позиционная отличается от непозиционной? Повторить, что такое основание СС. Выделить, что в позиционной СС значение цифры зависит от его позиции в числе, а в непозиционной СС — не зависит (Приложение 1, флипчарт №2).
- Посмотрите на доску и определите виды систем счисления и хронологию их появления (Приложение 1, флипчарт №3). Переместите в нужные столбцы соответствующие СС.
- На флипчарте №4 приведены правила перевода чисел из одной СС в другую. Запишите, пожалуйста, в тетрадь алгоритмы перевода и переведите числа (Приложение 1, флипчарт №5), сравнив свои ответы с приведенными на доске. Предварительно необходимо установить шторку на ответы, чтобы при записи чисел для перевода их не было видно.
IV. Рефлексия
Предложить учащимся оторвать взгляды от доски и своих тетрадей и провести гимнастику для глаз (2-3 минуты).
V. Закрепление нового материала. Разбор задач
С помощью интерактивной доски показать на примерах перевод чисел и связь между разными системами счисления. Активировать флипчарт №6 и раздать каждому учащемуся по 1 примеру для перевода из 10сс в 2сс, 8сс и 16сс. После того как будет переведено число, каждый ученик, подойдя к интерактивной доске, перетаскивает в нужную строку свои ответы. Если ответ неверен, он автоматически возвращается на исходную позицию и ждет повторного действия. Каждый обучающийся получает оценку за свою работу.
VI. Связь изученной темы с последующей темой
Учителем сообщается: какая система используется в ПК; от чего зависят скорость вычислений, емкость памяти, сложность алгоритмов выполнения арифметических операций и вызвать интерес к изучению следующей по плану темы «Системы счисления, используемые в компьютере, связь между системами счисления».
VII. Домашнее задание
- Параграф 3.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович, 2011), читать, ответить на вопросы устно, выучить определение СС.
- № 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 (письменно в тетради).
- Найти информацию о СС (при помощи энциклопедий или Интернета).
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового узнали для себя на уроке, и что уже было знакомо?
- Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС?
- Какие моменты вам были не понятны?
- Сообщить оценки за работу около доски.