Музыкальное тематическое занятие "Русская песня" в подготовительной группе

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о народной музыке, о жанрах народной музыки. Расширять представления о жанрах и характере русской народной песни.
  2. Закреплять умения детей выполнять танцевальные движения русской народной пляски.
  3. Развивать навыки точного интонирования на материале русских народных песен.
  4. Воспитывать уважение, гордость за русскую народную музыкальную культуру. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к истокам музыкального фольклора.

Предварительная работа:

  • слушание русской народной песни: «Бел-заюшка» в исполнении музыкального руководителя;
  • просмотр видеозаписи «Колыбельная» в исполнении фольклорного ансамбля;
  • слушание в грамзаписи народных мелодий в исполнении русского народного оркестра;
  • разучивание русских народных песен: «Девицы-красавицы», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько»;
  • разучивание со взрослыми ролей для показа кукольного спектакля – русская народная сказка «Алёнушка»;
  • разучивание стихотворения;
  • рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов;
  • оформление мини-музея в группе «Русская деревянная игрушка»;
  • чтение русских народных сказок, потешек.

Атрибуты:

  • музыкальные инструменты (ложки, трещотки, бубенцы, бубен, погремушки);
  • ширма, декорации для кукольного спектакля;
  • куклы би-ба-бо: Алёнушка, Яблонька, Коровушка, Волк, Медведь;
  • русские народные костюмы для взрослого и детей,
  • видео и аудиоаппаратура,
  • диски с записями.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, располагаются свободно. Педагог и дети обмениваются музыкальными приветствиями.

Музыкальный руководитель: Дети, вы знаете, что музыку пишет композитор. Но есть народная музыка, которая придумывается народом и передаётся из поколения в поколение в виде песен, танцев, наигрышей, закличек. Называют народную музыку музыкальным фольклором. В музыкальном фольклоре много разных жанров: это песни, игры, танцы, хороводы, сказки. Знаете ли вы русские народные песни? Когда вы были маленькими, ваши мамы пели вам маленькие песенки прибаутки: «Петушок», «Сорока-сорока», «Ладушки». Давайте мы распоём свои голоса этими маленькими русскими песенками.

Дети исполняют распевки «Петушок», «Ладушки», «Сорока-сорока».

Музыкальный руководитель: Русская народная песня – это самый большой по количеству и разнообразный по характеру жанр народного музыкального творчества. Песня помогает и в труде, и в плясках, в грусти и в радости, звучит, когда мама укладывает своего малыша. Какие вы знаете русские народные песни? (Дети отвечают: частушки, колыбельные, плясовые, солдатские, свадебные.) Есть много пословиц о русской народной песне, например: «Где песня льётся – там хорошо живётся», «Песня и труд – рядом идут». Мы вспомним уже знакомые вам народные песни и познакомимся с новыми, а чтобы вам было интересно слушать, я расскажу русскую народную сказку «Алёнушка». Садитесь на стульчики и приготовьтесь.

Сказка «Алёнушка» (кукольный спектакль, кукловоды – взрослые).

Музыкальный руководитель: Жили-были Дедушка с Бабушкой и с ними внучка Алёнушка. А добра у них нажито всего-то коровушка буренькая. Алёнушка любила коровушку свою и пела ей такую песню:

Русская народная песня «Уж как я ль мою коровушку люблю» (исполняет воспитатель за ширмой).

Музыкальный руководитель: Привела Алёнушка коровушку на лужок, а сама побежала к подружкам хороводы водить. А мы попросим наших девочек завести свой хоровод.

Дети исполняют в хороводе русскую народную песню «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, редакция Г. Струве.

Музыкальный руководитель: Вернулась Алёнушка на лужок, чтобы пригнать коровушку, да сколько ни глядела, не искала, её нигде нет, одна привязочка порватенькая лежит. Загоревала Алёнушка, стала кликать-звать:

Алёнушка:

Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.

Музыкальный руководитель: А у лужка Яблонька стояла, говорила:

Яблонька: Полей, Алёнушка, мои кореньики водицей из студёной криницы, тогда покажу тебе в какую сторону ушла коровушка.

Музыкальный руководитель: Побежала Алёнушка до криницы, взяла ведёрки с водицей. А мы, ребята, споём об этом песню.

Дети исполняют русскую народную песню «Пошла млада за водой» в обработке В. Агафонникова.

Музыкальный руководитель: Полила Алёнушка кореньики, а Яблонька показала, что в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка в лес, стала кликать-звать.

Алёнушка:

Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.

Музыкальный руководитель: А навстречу Медведь идёт, говорит:

Медведь: Собери, Алёнушка, мне ягод в корзинку, так покажу тебе, в какую сторону пошла коровушка. Принялась собирать Алёнушка малинку в корзинку. А пока она собирает, мы споём о ней песню.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько» в обработке Н. Метлова.

Музыкальный руководитель: Набрала Алёнушка малинку в корзинку и отдала Медведю полнёшенькую. А он и показал, что дальше в лес пошла коровушка. Побежала Алёнушка, стала кликать-звать.

Алёнушка:

Ой, моя коровушка буренькая,
Ой, и где-то тебя, где искати-находить,
К Бабушке, к Дедушке да приводить.

Музыкальный руководитель: А навстречу Волк Серый.

Волк: Позабавь меня песней весёлой да спляши, развесели тоску-печаль мою, пропущу тогда к коровушке.

Музыкальный руководитель: Запела Алёнушка, а мы ей на ложках подыграем и спляшем, чтоб веселее было.

Дети исполняют пляску с ложками на русскую народную песню: «Ах, улица, улица широкая» в обработке Е. Туманян (поёт музыкальный руководитель).

Волк: Уважила Алёнушка, проходи, догоняй свою бурёнушку!

Музыкальный руководитель: Пропустил Волк Алёнушку, побежала она по дороге и вскоре увидала коровушку буренькую.

Алёнушка: Здравствуй Коровушка моя милая, здравствуй бурёнушка! Куда же ты запропастилася, пойдём домой к бабушке, пойдём домой к дедушке! А вам, ребята, спасибо, что помогли мне коровушку найти, от медведя и волка серого уйти. До свидания!

Музыкальный руководитель: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ребята, вы услышали разные по характеру песни: спокойные, ласковые, весёлые, плясовые. Какую мы сегодня услышали песню впервые? (Ответ детей: «Уж как я ль мою коровушку люблю».) Что вы можете сказать об этой песне? Да, это песни спокойная, ласковая, протяжная.

Я предлагаю вам послушать русскую народную песню «Поставила вядёрочки на вяду» в исполнении фольклорного ансамбля (по видеозаписи).

(Дети смотрят видеозапись выступления фольклорного ансамбля, рус. нар. песню «Поставила вядёрочки на вяду».)

Музыкальный руководитель: Вам понравилась эта песня? А чем она понравилась? (Ответы детей о характере песни.)

Русская народная песня очень полюбилась профессиональным оперным певцам. Послушайте песню «Метелица» в исполнении С. Лемешева (звучит фрагмент в грамзаписи).

Музыкальный руководитель: Народная песня покорила и композиторов. Русские композиторы использовали в сочинении своих произведений нар. мелодии. Эти мелодии по-новому зазвучали в симфоническом оркестре.

Музыкальный руководитель предлагает послушать русские народные песни «Во саду ли в огороде» и «Я с комариком плясала» в вокальном исполнении музыкального руководителя, затем в грамзаписи фрагменты:

  1. Н.А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане».
  2. А.К. Лядов «Я с комариком плясала».

Музыкальный руководитель: Русская народная песня сопровождала народ и в веселье и в играх, и в печали и в грусти, и в труде и в праздниках. Недаром говорится в пословице, что «Песня и труд – рядом идут!» А в играх без песни – никуда!!! Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ворон», где прозвучит русская народная песня.

Дети играют в русскую народную игру «Ворон» в обработке Е. Тиличеевой.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы услышали и исполнили сегодня много песен, эти песни – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы пели русские народные песни своим детям, когда станете взрослыми и пели их с таким же хорошим настроением и желанием, как сегодня.

Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети уходят из зала.