Методические рекомендации по показу мультфильмов старшим дошкольникам как средство формирования умений рисовать животных

Разделы: Работа с дошкольниками


При проведении специально организованной образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении, отборе мультфильмов и организации просмотров, предварительной и последующей образовательной деятельности детей должны учитываться санитарные нормы, изложенные в нормативных документах (СанПиН 2.4.2.2821-10). Для просмотра мультипликационных фильмов необходимо использовать телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна быть не менее – 1-1,3 м от пола. Детские стулья должны расставляться так, чтобы первый ряд стоял не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами необходимо устанавливать ряды стульев по 4-5 в каждом ряду (из расчёта на одну группу); расстояние между рядами стульев - 0,5-0,6м; рассаживать детей необходимо с учётом роста. Непрерывная длительность просмотра мультфильмов в старшей и подготовительной группах – не более 30 минут. Просмотр мультфильмов в вечернее время необходимо проводить при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещённым вне поля зрения детей.

Опыт педагогической работы со старшими дошкольниками показывает, что технические приёмы рисования детям необходимо освоить уже в начальный период обучения рисованию животных и освоить настолько хорошо, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием животных. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму частей тела, их размер, расположение и пропорции; окрас и фактуру шёрстки, а также могут передавать в рисунке движения и повадки животного. Усвоив способы изображения одного животного, дети могут изобразить любое другое, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.п. Разнообразие изобразительных техник не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой рисования разными художественными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке.

Последовательность обучающих занятий должна определяться тем, что дети, изображая одно животное на нескольких занятиях, следующих одно за другим, хорошо усваивают способы изображения этого животного. Кроме того, каждое новое занятие должно ставить перед ребёнком новые задачи: например, несколько по-другому изобразить персонаж (в другой позе, в движении, используя разные техники рисования, цвет, дополнительные детали), поэтому у ребёнка не закреплялся определённый шаблон в изображении животного.

При обучении с использованием мультфильмов, желательно использовать не только групповую образовательную деятельность, но и индивидуальную работу с детьми, а также предлагать родителям семейные экскурсии в кинотеатр.

Для образовательной деятельности очень важно соблюдение требований к отбору мультфильмов. Для этого лучше всего использовать отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев мультфильмов. Содержание мультфильмов также должно соответствовать возрастному восприятию детей и главными героями в этих мультфильмах должны быть животные.

На основе этих требований можно использовать например, следующие мультфильмы:

для восприятия образа кота:

  • кукольные: «Как стать большим?» (1967) В. Дегтярёва,
    «Как котёнку построили дом» (1963) Р. Качанова;
  • рисованные: «Кот Котофеевич» (1981) Г. Бариновой,
    «Кошкин дом» (1958) Л. Амальрика,
    «Трое из Простоквашино» (1984) В. Попова.

для восприятия образа собаки:

  • кукольные: «Кто сказал мяу?» (1962)В. Дегтярёва,
    «Пудель» (1985) Н. Шориной,
    «Про щенка» (1979) Б. Аблынина;
  • рисованные: «Жил был Пёс» (1982) Э. Назарова,
    «Бюро находок» (1982) О. Чуркина,
    «Бобик в гостях у Барбоса» (1977) В. Попова;

для восприятия образа обезьянки:

  • кукольные: «38 попугаев» (1967) И. Уфимцева,
    «Про Веру и Анфису» (1986) В. Фомина;
  • рисованные: «Осторожно обезьянки» (1983) Л. Шварцмана

Всю специально организованную образовательную деятельность по ознакомлению старших дошкольников с мультипликационными фильмами, как средством формирования умений рисовать животных необходимо проводить не более чем два раза в неделю во второй половине дня в игровых ситуациях.

Методика обучающих занятий должна строиться на принципах свободы выбора замысла, сюжета, героев, способов их расположения и изображения в пространстве листа, изобразительных материалов.

Желательно, чтобы образовательная деятельность состояла из двух частей, которые отделялись бы одна от другой проведением физкультминутки или переходом из одного помещения в другое (например, просмотр мультфильма в «Кинотеатре» и переход для рисования животных в изостудию).

Первую часть – «Мы любим смотреть мультфильмы» можно начинать с игровой ситуации «Посещение кинотеатра». Перед «сеансом» дети могут рассматривать кадры из мультфильмов, размещённые на афишах, иллюстрации в детских книгах, узнавать знакомые образы мультипликационных героев в игрушках. Далее дети просматривают фрагмент мультфильма или весь мультфильм (в зависимости от продолжительности), после просмотра желательно провести беседу, чтобы дети могли рассказать о своих впечатлениях от просмотра мультфильма. Обычно в процессе обсуждения просмотренного фрагмента мультфильма дети эмоционально начинают строить планы, как они будут изображать животное. Например: - «У него такая красивая шёрстка, я нарисую кота рыжим…» или «У моей собаки будет большая семья…я нарисую её со щенками..».

Затем дети могут перейти в изостудию, для того чтобы выразить своё отношение к увиденному, в собственной творческой деятельности.

Вторую часть – «Мы рисуем на тему мультфильма» можно посвятить активизации интереса и желания детей выразить эстетические впечатления от мультфильмов, для этого нужно создать условия для практической изобразительной деятельности.

Также для активизации интереса и желания детей выразить свои впечатления от мультфильма в рисунке, можно создавать условия для изображения образов животных, обеспечивая свободный выбор изобразительных материалов и техник, а также обучать технике рисования животных, если она новая для детей.

С целью приобщения детей к эстетическим, изобразительно-выразительным качествам образов животных в мультфильмах необходимо разработать серии обучающих занятий. Каждая из них может быть посвящена одному из трёх животных, например: первая – «Собаки», вторая – «Коты и кошки» и третья - «Обезьянки».

В каждой серии занятий необходимо познакомить детей с выразительным образом животного в кукольном и рисованном мультфильмах, что будет способствовать обогащению их эмоционального опыта, расширению представлений о характерах разных животных (например: избалованная кошка в мультфильме «Кошкин дом»; находчивые, предприимчивые Матроскин в «Трое из Простоквашино» и мартышка в мультфильме «38 попугаев» и т.п.), способствовать возникновению замысла изображения животного ребёнком в своём рисунке.

Например:

Обучающие серии занятий должны быть разработаны с целью формирования эстетического восприятия образов собаки в процессе просмотра мультфильмов, формированию представлений о средствах передачи движения собак, обучение детей многообразию и вариантам способов изображения динамичности, изменчивости форм животного, расположению в пространстве, формирование умений в изображении глубины пространства, элементов перспективы, заслоняемости, непрозрачности объектов, закрепление у детей эстетических представлений об изобразительных материалах и многообразии техник изображения.

Серия «Собаки» может включать три занятия на темы: «Мой щенок», «Мой лучший друг и товарищ в играх», «Наши друзья - животные» с просмотром следующих мультфильмов: «Кто сказал мяу?» (1962) В. Дегтярёва, «Пудель» (1985) Н. Шориной, «Про щенка» (1979) Б. Аблынина; «Жил был Пёс» (1982) Э. Назарова, «Бюро находок» (1982) О. Чуркина, «Бобик в гостях у Барбоса» (1977) В. Попова.

На занятиях необходимо создать эстетическую среду, которая будет включать создание зрительного ряда на основе эмоционально-характерных образов животных в произведениях мультипликации. Как дополнительная наглядность, могут использоваться афиши, иллюстрации к детским книгам, педагогические рисунки, динамические таблицы по обучению детей рисованию животного.

Материально-техническое оснащение занятий должно включать техническую аппаратуру, отобранные для просмотра мультфильмы, разнообразные изобразительные материалы, оборудование, дидактические пособия и т. д.

Часто результаты первых обучающих занятий свидетельствуют о том, что, несмотря на попытки передать образ в динамике, передаваемой доступными средствами, изображение животного в движении в рисунке представляет трудность для детей 5-6 лет. Причина затруднений дошкольников в передаче движения заключается, чаще всего, в трудности передачи постоянно изменяющейся динамической формы, которая недостаточно чётко фиксируется зрением. Поэтому сам собой напрашивается вывод о продолжении знакомства детей с многообразием животных в мультфильмах и необходимости специального обучения вариантам способов изображения действий, чему и должны быть посвящены последующие обучающие занятия.

Обучение детей композиции может включать использование метода «моделирования игровой ситуации» («Мы - художники-мультипликаторы»), в процессе просмотра отдельных кадров мультфильмов с определением месторасположения животного в пространстве (где находится герой, кто ближе-дальше), что позволит детям строить пространственно-уравновешенную композицию рисунка как кадр кинофильма.

Далее на занятиях первой серии «Собаки» в детских рисунках может появляться динамика образа собаки и его фантазийность. Использование доски для маркеров, также помогает детям передавать движения животного в рисовании. Педагог может давать детям задание: «Нарисуйте, как …», а ребёнок маркером на доске «рассказывает» историю, мотивируя замысел рисунка, особенности композиции и изображения персонажей (их мимику, позы и движения).

Вот ещё один из приёмов, связанных с экспериментированием в процессе рисования. Педагог создаёт на доске несколько изображений собаки в перспективе. Показывает, как наносится сетка на его изображение – как определить на основе этого место, с которого заметил данный предмет художник: через «укладывание» фигуры в ладошки, сложенные «чашечкой» (изображение должно оказаться между ладонями, «лежать» в них), при этом нужно сделать несколько шагов назад в сторону сужения расстояния между ладонями и их смыкания. Этот приём также позволяет определить, «куда смотрит» изображение собаки: вверх, вниз, прямо, направо или налево (оно всегда смотрит на художника).

Очень часто, фантазийный собирательный образ животного получается в рисунке, например, собака приобретает ярко-зелёный окрас, разноцветные, крепко стоящие на земле лапы и коротенький хвост. В рисунке другого ребёнка - кроткий и милый образ собаки занимает всё пространство листа и при видимой неряшливости в штриховке, в детском рисунке мы можем наблюдать все прорисованные детали: на голове присутствуют усы, нос, глаза и уши, у собаки есть шея. Часто ребёнок дополняет свой рисунок и другими деталями: в небе яркое, жёлтое солнышко и облака, лиственное дерево.

Анализ занятий желательно проводить в форме «Выставки» с просмотром детских рисунков. Часто выясняется такая закономерность: дети выбирают технику изображения животного в зависимости от их породы. Так, гладкошерстная такса может быть нарисована гуашью, пушистый пудель – «тычком» жёсткой кистью или скомканной бумагой, а злой бульдог – резкими штрихами цветного карандаша.

Вторая серия обучающих занятий «Коты и кошки» может включать три занятия на темы: «Котёнок», «Такие разные кошки», «Необычные рисунки для Матроскина». В ходе этой серии занятий дети могут просмотреть кукольные и рисованные мультфильмы: «Как стать большим?» (1967) В. Дегтярёва, «Как котёнку построили дом» (1963) Р. Качанова; «Кот Котофеевич» (1981) Г. Бариновой, «Кошкин дом» (1958) Л. Амальрика, и «Трое из Простоквашино» (1984) В. Попова.

Педагог, обучая детей рисованию животного, может использовать множество методических приёмов. Например: рисовать на доске изображение из геометрических фигур, потом обвести только те линии, которые войдут в целостный образ изображаемого животного, дополняя их новыми, остальные линии можно стереть. Получается, что он словно «отрезает» лишнее от сочетания геометрических форм ради обретения новой формы.

Педагог может показать детям несколько геометрических фигур, соединённых вместе леской (это основные части фигуры, относительно которых будет совершаться движение остальных частей), из которых строится целостный образ животного. Можно выяснить мнение детей насчёт их расположения друг относительно друга, исходя из замысла рисунка: «Кого мы хотели нарисовать? В какую сторону он будет смотреть? Зачем? Значит, как будет поворачиваться, чтобы сделать что-то?» и т.д., затем можно предложить детям самостоятельно выполнить поисковые действия путём изменения пространственных взаимоотношений между деталями фигуры и выбирать наиболее оптимальные из них.

Третья серия обучающих занятий «Обезьянки» может состоять из трёх занятий на темы: «Житель тёплых стран», «Ловкие и гибкие. Гирлянда из малышей» и «Обезьянки». Могут быть просмотрены следующие мультфильмы: «38 попугаев» (1967) И. Уфимцева, «Про Веру и Анфису» (1986) В. Фомина и «Осторожно обезьянки» (1983) Л. Шварцмана.

Яркие выразительные образы, созданные отечественными анималистами, очень помогают детям нарисовать своих обезьянок. Так, используя масляную пастель, один ребёнок рисовал обезьянку в реальных условиях, т.е. сидящей на пальме и срывающей бананы, «чтобы полакомиться». А у второго, обезьянка «раскачивалась» на лиане, также пытаясь дотянуться до «вкусных и сладких бананов».

Использование всех имеющихся художественных средств и приобретенных умений изображать разных животных, позволяют детям, рисовать своё животное, правильно и верно передавая форму и строение тела, фактуру и окрас шёрстки животного; характерные особенности (удлиненные лапы, длинный, цепкий, тонкий хвост), гармонично и правильно создавая композицию, передавая пространство.

Обогащению эмоционального опыта дошкольников способствовует и музыка, сопровождающая сюжет в мультипликационных фильмах. Так в мультфильме «Трое из Простоквашино» звучит музыка С. Прокофьева из сборника «Детская музыка», а в мультфильме «Осторожно обезьянки» исполняется музыка Штрауса.

Музыка мультфильма также способствует активизации чувств, настроений, отношения к определённому характеру событий и образов, а затем передаче в рисунке своего понимания изображаемых образов животных, выраженного в музыке настроения.

В последствии, сравнивая изображения животных, выполненные одним и тем же ребёнком гуашевыми красками, цветными карандашами, пастелью, можно заметить различие, определяемое разными возможностями материала и вместе с тем индивидуальными особенностями трактовки образа ребёнком при рисовании того или иного персонажа. Индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети успешно овладевают техническими навыками и умениями рисования. Дети оперируют полученными представлениями и преобразовывают их на основе накопленных знаний, опыта, воображения для создания самостоятельных, изобразительных работ творческого характера. Изучение возможностей детей 6 – 7 лет в изображении животных, анализ детских рисунков даёт возможность целенаправленно корректировать, планировать работу по формированию умений рисовать животных, значительно расширять познавательные интересы детей, находить индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Таким образом, мы видим, что возможность применения данных методических рекомендаций способствует формированию умений рисовать животных под влиянием мультипликационных фильмов, а также обогащению художественного опыта старших дошкольников яркими, живыми впечатлениями от мультипликационных фильмов.

Это приводит к тому, что для детей становится возможным выразить своё личное отношение к образам изображаемых животных через передачу животного в ракурсе (анфас, в профиль; лежит, стоит, бежит, сидит; вид сбоку, спереди, сзади), передачу пространства (ближе – дальше), через создание гармоничной композиции, передачу окраски и фактуры внешнего вида животного.