Цель урока:
- Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
- Отработать навыки выразительного чтения;
- Воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковые словари С.И. Ожегова, Даля, учебники, карточки, лучики солнца красного, жёлтого и оранжевого цвета, солнышко.
Ход урока
I. Мотивационно-организационный этап.
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.
1. Проверка домашнего задания.
– Посмотрите на иллюстрации, которые вы нарисовали. Сейчас читаем басни. Кто желает? (Читают по желанию и оценивают.)
2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка книг)
Рассмотрите книжную выставку.
– С творчеством какого автора мы продолжаем знакомиться?
– Да, сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков.
В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни.
– В каком жанре писал И.А. Крылов? (эпический жанр – басни)
3. Работа с толковыми словарями Ожегова и Даля.
– Вспомним, какие басни написал И.А.Крылов?
– Что же такое басня? (ответы детей)
– Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов, Даль .
(работа в группах)
Слайд 1. (по Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по Далю) – вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными.
– Составим из этих значений свое определение басни.
(ответы детей)
(Басня — это короткий нравоучительный и сатирический рассказ или стих, в басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.)
– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)
– Что же такое мораль?
(Мораль – нравоучение в баснях.)
4. Сообщение темы урока. Слайд 2.
– Посмотрите на картинки. Догадайтесь, с какой басней мы будем сегодня работать?
(«Ворона и Лисица»).
II. Работа по новой теме.
1. Знакомство с новой басней
– Послушайте басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица». (Дети слушают басню) Я вам читаю басню, а вы наблюдайте , какие непонятные слова встречаются?
2. Словарная работа. Слайд 3.
– Как вы понимаете значение слова:
– Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
– Взгромоздиться – взобраться с усилием, устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.
– Лесть – угодливое восхваление
– Царь птица – лучшая из всех птиц
– В зобу дыханье сперло – стало трудно дышать, зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и обрабатывается пища.
– Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
– Бог послал – так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
– Все не впрок – не на пользу
– Пленить – покорить чем – либо, очаровать
3. Первичное восприятие прочитанного текста
– Назовите главных героев басни. (Ворона и Лисица – главные герои басни)
– Какая же история приключилась с Вороной?
– Почему это произошло? Что высмеивает Крылов?
4. Повторное чтение басни
Прочитайте басню еще раз, попробуйте разделить басню, исключая мораль, на части и озаглавьте каждую часть.
Например:
- Находка
- Льстец
- Простофиля.
Физкультминутка
«Если весело живем»
5. Работа с текстом басни.
– Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
- Взгромоздилась
- Собралась
- Призадумалась
- Держала
- Вскружилась
- Каркнула
– На что они указывают? Какой предстает Ворона?
– Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.
– Проследите, как действует на Лисицу сыр.
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (плутовка) Что обозначает это слово?
– Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Прочитайте.
– Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают ворону по рисунку) Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а каркает..)
– Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
– Какими качествами вы наделите Ворону? А Лисицу?
5. Работа по карточкам.
Хитрый | |
Льстивый, склонный к лести | |
Тщеславный, стремящийся к славе, почести | Ворона |
Высокомерный | |
Неискренний | |
Честолюбивый, любящий славу | |
Неправдивый, лживый | Лисица |
Глупый | |
Доверчивый |
III. Закрепление изученного.
1. Подготовка к выразительному чтению.
– Прочитайте басню выразительно по ролям. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
2. Выразительное чтение басни. (отрывок)
Проведем конкурс чтецов. (2-3 ученика)
– Кто, по вашему мнению, прочитал лучше? Почему?
3. Работа над моралью басни.
– Прочитайте первые 4 строки. Что это? Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
– Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
– О чем он советует помнить постоянно?
– Какие пороки людей осуждаются?
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
– Мы прочитали басню, чему она нас научила?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).
IV. Повторение изученных басен.
Слайд 4.
1.“Угадай-ка
– Какие герои басен здесь зашифрованы?
—И—И—А (Лисица)
—О—О—А (Ворона)
—Т—Е—О—А (Стрекоза)
—У—А—Е— (Муравей)
—Б—З— —Н— (Обезьяна)
2. Работа по карточкам
– Ребята, я подготовила для вас карточки.Но все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.
– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова и соедините стрелками отрывок из басни с ее названием.
– Проверим себя.
Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. |
“Стрекоза и Муравей” “Лебедь, Щука и Рак” “Зеркало и Обезьяна” “Мартышка и очки” “Ворона и Лисица” |
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна... |
|
Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? |
|
А ежели невежда познатней,То он ее еще и гонит. | |
Ты все пела? Это дело: Так поди же попляши! |
|
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, а только мука. |
3. Бюро находок. Слайд 5.
– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
IV. Рефлексия.
1)– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Чему они учат?
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…
– Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. (Выставляю оценки)
– Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.
2) Домашнее задание (дается по выбору) Слайд 6.
- Выразительное чтение басни (индивидуально)
- Иллюстрирование
- Инсценировка басни (по группам)