Интегрированный урок по книге М.М. Пришвина "Времена года"

Разделы: Литература


В ходе разработки и внедрения образовательных стандартов второго поколения процесс обучения воспринимается не как простое усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс духовно-нравственного развития личности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, связанный с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является интегрированный урок.

Учитель часто сталкивается с проблемой, когда ученики не могут использовать знания, полученные на других уроках. Так, уроки русской литературы теснейшим образом связаны с историей нашего государства, а также с необходимостью показа изобразительных средств искусства и прослушиванием музыкальных произведений. В этих случаях требуется сравнение, сопоставление, то есть интеграция.

На интегрированных уроках появляется возможность выхода за рамки одной учебной дисциплины, наглядного показа взаимосвязанности всего в мире с одновременным усилением мотивации к изучению предмета.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметах;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Взаимодействие различных видов искусства помогает раскрытию образно-эмоционального мышления учащихся. Такие уроки развивают творческие способности учащихся. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребенка, тем богаче и интереснее его личность.

Данная презентация предназначена для работы на уроках литературы в 5-7 классах. Она предполагает работу на 3-х уроках.

Цели уроков:

  1. Знакомство с миром единства человека и природы в книге М.М.Пришвина «Времена года».
  2. Показать особенности жанра миниатюры: тема, композиция, простота и живописность языка.
  3. Сопоставительный анализ произведений о природе в художественной литературе, музыке, живописи.
  4. Развитие устной и письменной речи. Создание творческих миниатюр о природе по аналогии.
  5. Воспитание любви к природе.

1-2 уроки. Знакомство с презентацией.

  1. Выразительное чтение миниатюр
  2. Беседа по содержанию миниатюр.
  3. Совершенствование навыков анализа художественного текста: работа с жанровыми особенностями лирической миниатюры, авторскими приемами и художественно-изобразительными средствами каждого текста.
  4. Реализация межпредметных связей - связь и сопоставление с произведениями живописи, музыки.

3 урок. Развитие речи (творческо-ассоциативное мышление).

  1. Знакомство с творческими работами ровесников. Способы и варианты написания миниатюр. Отзывы о работах.
  2. Создание лирических миниатюр о природе по аналогии.

Слайды расположены по принципу временной последовательности состояния природы годового цикла. Тексты миниатюр сопровождаются подбором соответствующих иллюстраций (фотографии и репродукции картин) и выразительных мелодий. Тексты пришвинских рассказов были заранее прочтены учащимися и находились на партах во время уроков.

Показ данной презентации вызвал интерес учащихся и желание создать собственную презентацию по другим произведениям о природе (по просьбе ребят было дано несколько дополнительных обучающих уроков по созданию презентаций). Творческие работы, написанные на уроке развития речи, в большинстве были интересны по содержанию и отличались удачным использованием художественно-изобразительных средств.

Содержание презентации.

Презентация.