В ходе разработки и внедрения образовательных стандартов второго поколения процесс обучения воспринимается не как простое усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс духовно-нравственного развития личности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, связанный с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является интегрированный урок.
Учитель часто сталкивается с проблемой, когда ученики не могут использовать знания, полученные на других уроках. Так, уроки русской литературы теснейшим образом связаны с историей нашего государства, а также с необходимостью показа изобразительных средств искусства и прослушиванием музыкальных произведений. В этих случаях требуется сравнение, сопоставление, то есть интеграция.
На интегрированных уроках появляется возможность выхода за рамки одной учебной дисциплины, наглядного показа взаимосвязанности всего в мире с одновременным усилением мотивации к изучению предмета.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметах;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Взаимодействие различных видов искусства помогает раскрытию образно-эмоционального мышления учащихся. Такие уроки развивают творческие способности учащихся. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребенка, тем богаче и интереснее его личность.
Данная презентация предназначена для работы на уроках литературы в 5-7 классах. Она предполагает работу на 3-х уроках.
Цели уроков:
- Знакомство с миром единства человека и природы в книге М.М.Пришвина «Времена года».
- Показать особенности жанра миниатюры: тема, композиция, простота и живописность языка.
- Сопоставительный анализ произведений о природе в художественной литературе, музыке, живописи.
- Развитие устной и письменной речи. Создание творческих миниатюр о природе по аналогии.
- Воспитание любви к природе.
1-2 уроки. Знакомство с презентацией.
- Выразительное чтение миниатюр
- Беседа по содержанию миниатюр.
- Совершенствование навыков анализа художественного текста: работа с жанровыми особенностями лирической миниатюры, авторскими приемами и художественно-изобразительными средствами каждого текста.
- Реализация межпредметных связей - связь и сопоставление с произведениями живописи, музыки.
3 урок. Развитие речи (творческо-ассоциативное мышление).
- Знакомство с творческими работами ровесников. Способы и варианты написания миниатюр. Отзывы о работах.
- Создание лирических миниатюр о природе по аналогии.
Слайды расположены по принципу временной последовательности состояния природы годового цикла. Тексты миниатюр сопровождаются подбором соответствующих иллюстраций (фотографии и репродукции картин) и выразительных мелодий. Тексты пришвинских рассказов были заранее прочтены учащимися и находились на партах во время уроков.
Показ данной презентации вызвал интерес учащихся и желание создать собственную презентацию по другим произведениям о природе (по просьбе ребят было дано несколько дополнительных обучающих уроков по созданию презентаций). Творческие работы, написанные на уроке развития речи, в большинстве были интересны по содержанию и отличались удачным использованием художественно-изобразительных средств.