Формирование умения решать нестандартные ситуации

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Основная цель занятия – способствовать формированию умения решать нестандартные ситуации. Выбор темы занятия был продиктован переходом на новые государственные образовательные стандарты, в которых большое внимание уделяется формированию компетенций у обучающихся. А умение решать нестандартные ситуации является одной из общих компетенций.

Из главной цели вытекают следующие задачи:

– формирование положительного эмоционального фона,
– формирование умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,
– способствовать развитию нестандартного, творческого мышления,
– способствовать формированию умения видеть нестандартные ситуации, как в текстовом, так и в графическом формате,
– формирование умения быстро реагировать в нестандартной ситуации,
–  способствовать воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, умению работать в команде,
– способствовать созданию ситуации успеха для участников.

Каждая часть занятия выполняет свою определенную роль:

1 часть – приветствие, знакомство, введение. На этом этапе устанавливается контакт с незнакомыми обучающимися, проводится упражнение на знакомство «Встаньте те, кто…», участникам объясняется в доступной форме выбор темы занятия и его значимость. Для мотивации участников приводятся примеры о связи темы занятия с профессиональной и повседневной  деятельностью. На данном этапе были реализованы задачи формирования положительного эмоционального фона и воспитания чувства коллективизма, умения работать в команде.

2 часть – основная. На этом этапе были проведены упражнения «Нестандартные ситуации» и «Друдл». Это способствовало реализации следующих задач:   формирование умения самостоятельно генерировать идеи и способствовать развитию нестандартного, творческого мышления. Для расширения возможностей участников были подобраны разные виды упражнений (графические и задачи ТРИЗ), что способствовало реализации  задачи по формированию умения видеть нестандартные ситуации, как в текстовом, так и в графическом формате.

Работа проводилась в группах, соответственно задача по воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи и умению работать в команде также была актуальна на этом этапе.
Задача  по  формированию умения быстро реагировать в нестандартной ситуации выражалась в том, что участники были ограничены во времени при решении предложенных заданий.

3 часть – заключительная. Итогом работы участников стало общее коллективное творчество: создание из имеющихся материалов портрет человечка, который побывал на сегодняшнем занятии. Ребята успешно  с ним справились. Человечки отразили позитивный настрой участников. На этом этапе были реализованы задачи по  формированию умения самостоятельно генерировать идеи, по развитию нестандартного, творческого мышления, умению быстро реагировать и  работать в команде.

На занятии работа выстроена с учетом личностно-ориентированного взаимодействия с участниками: выслушать мнение каждого желающего, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них, реализую одну из задач.

Оборудование: проектор, ПК.

Организация пространства:  3 стола по 4 посадочных места за каждым.

Материал:  бейджики, клей, цветная бумага, фломастеры (3 комплекта), ножницы, воздушный шарик (3 шт.), ручки (3 шт.), раздаточный материал, колокольчик, медали, конверты.

ХОД РАБОТЫ

 Ритуал приветствия, знакомство

Участники делятся на группы в соответствии с цветом бейждика.

Упражнение «Встаньте те, кто…»

 Ведущий предлагает начать игру со слов: «Встаньте те, кто…..» Дальше можно называть любые действия, характеристики, детали одежды, цвета, которые характерны для данной группы участников. После этих слов, те участники, к которым это относится, встают со своих мест.

Введение

Тема нашей встречи «Эврика (Я нашел!)». А теперь немного истории.  В свое время  Архимед, принимая ванну, смог решить задачу, которая не поддавалась ему долгое время. Согласно легенде, Архимед выскочил на улицу с криком «Эврика!», т. е. «Нашёл!». И действительно в этот момент был открыт один из важнейших законов физики.
Каждому из вас хотя бы раз в жизни, а обычно гораздо чаще, попадаются ситуации, в которых необходима творческая смекалка.
Вариантов много, но всё сводится к одному: умение найти выход в необычной ситуации (причем часто очень быстро) становится неотъемлемым в нашей жизни. И этому, несомненно, надо учиться. В течение нашей встречи мы  и попробуем находить выходы из нестандартных ситуаций. Тем более умение их решать является одной из компетенций. Напомню, что компетенция – это способность применять полученные знания в конкретной ситуации.
Поэтому цель нашей встречи способствовать формированию умения находить решения в нестандартных ситуациях.     

Упражнение «Качества человека»

Ведущий предлагает студентам  определить,  какие качества необходимы человеку для успешного решения нестандартных ситуаций.

Упражнение «Нестандартные ситуации»

Ведущий предлагает участникам нестандартные ситуации. Необходимо предложить варианты выхода из них.

Ситуация  №1. Необходимо измерить длину… ядовитой змеи. Но как это сделать неспециалисту без риска быть ужаленным? При этом, естественно, нельзя калечить животное.

Ситуация №2. Представьте себе, что вы стали главными редакторами журнала. Вам уже необходимо отдавать материалы в печать, а главная статья ещё не готова. Предложите варианты выхода из этой ситуации.

Ситуация №3. Представьте себе, что Вы уже закончили учиться, стали родителями и Ваш ребенок сутками сидит за компьютером. Предложите варианты выхода из этой ситуации.

Упражнение «Друдл»

Ведущий предлагает участникам нестандартные графические задания. Друдл — это рисунок, посмотрев на который невозможно точно сказать, что именно нарисовано. Надо привлечь воображение и смекалку, чтобы ответить на вопрос  о значении рисунка. Что нарисовано?

Рисунок 1. Друдл 1.

Рисунок 2. Друдл 2.

Творческое задание «Портрет человека»

Задача участников из предложенных материалов (клей, цветная бумага, фломастеры, ножницы, воздушный шарик) создать портрет человека, который побывал на сегодняшнем занятии, отразив  его настроение. Важно, чтобы в этом творческом процессе участвовал каждый, решение принималось совместно и были использованы все предоставленные материалы. Какое настроение  выражают созданные человечки?

Поведение итогов занятия

Упражнение «Аплодисменты».

Участники аплодируют друг другу за хорошую работу.

Список литературы:

  1. Кипнис М. Тренируем интеллект, эффективные стили общения и креативного поведения. 60 лучших игр и упражнений для развития творческого мышления / Михаил Кипнис. – М.: АСТ, СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 182, [10] с.
  2. Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 144 с.
  3. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87 с.