Проектно-исследовательская работа младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


«Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности». [1]

Начальная школа является фундаментом, основой всего образования человека. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любой школы, конечно, результат – это её ученики.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом  дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины.

Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Получив широкое распространение в старшей школе общего образования, проектирование стало довольно активно использоваться в обучении младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, прививает  интерес к мировой художественной культуре и даёт первичные сведения, учит творчески относиться к любой работе…

Проектно-исследовательская  деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, интеллектуального и художественно-эстетического развития, организации совместной деятельности детей и взрослых, приобщает их к духовному богатству.

Моя работа с детьми  проходила через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводилась театрализации, концертной деятельности, подготовки и реализации детских проектов. Для работы были выбраны темы: «Славянские народы судеб сплетение», «Славянская  радуга»,  «Моя  родословная»,  «Я гражданин отечества»,  «Образ кошки в русском фольклоре»,  и др.

На занятиях использовались как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные. Это посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно – ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток, которые стали началом исследовательских и проектных работ детей. Такая  работа – это большое поле для проектно-исследовательской деятельности.

Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.  Одним из занятий была работа по исследованию театрального искусства славянских народов России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии и Чехии. В творческом коллективе детей было интересно наблюдать за тем, как ребята узнают и понимают, что такое устное народное творчество, с интересом читают и рассказывают сказки славянских народов и самое главное хотят знать больше.

Ещё Конфуций сказал:

Что я слышу – забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – Я ПОНИМАЮ.

Проектная работа  помогает учителю в дополнительном образовании  развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке,  развивает  чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

В основе метода исследования лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из разных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Учащимся 1-го класса очень сложно делать, первые шаги в исследованиях и здесь важна помощь родителей. Работая над исследовательской деятельностью «Славянские народы судеб сплетение», где в рамках  ГЭП , учащиеся  находили материал по  Чехии и сравнивая её с Россией, дети заметили количество сходных черт. Мы детально рассматривали костюмы наших стран, сопоставляли. Большую помощь в этом нам оказали родители: расчёт материи на каждый костюм,  покупка ткани, крой, подбор фурнитуры, пошив. В работу были вовлечены почти все родители. Вместе со своими детьми родители искали необходимую информацию, обсуждали группами, что из найденного интересно, анализировали сказки 2-х стран, искали общие черты. Дети сочинили свою сказку «Добрый мастер», которая носит в себе черты русских и чешских сказок. Проведя эту работу, мы с ребятами и родителями стали обдумывать, как можно эту сказку показать и изготовили ширму для кукольного и теневого театра, также изготовили кукол теневых и пальчиковых.

Участие в проектно-исследовательской деятельности даёт очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, опыт правильного разговора, поведения в общественных местах. В групповой работе мы распределили роли и обязанности:

Исследователь – находит всё новое, необычное, таинственное, отвечает за сбор информации.
Творец – создаёт новые произведения, сочиняет, оформляет.
Помощник – помогает найти общий язык с другими участниками работы.
Организатор следит за этапами выполнения работы, ведёт запись работы.
Докладчик – готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации

Ребёнок, «переходя» из одной мастерской в другую, выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. В итоге образовался творческий коллектив готовый исследовать, создавать, творить. В организации проектной деятельности важным является вопрос о понимании целей ученического проектирования  учителем, который его организует. Школьная практика организации проектирования  показывает, что зачастую формальное, поверхностное отношение  к этому процессу связано с неправильной работой над проектом.

Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Одна из задач учителя – поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Учитель играет большую роль: контролирует, направляет, помогает, поддерживает. Также очень важно, чтоб исследование было посильным для ребёнка и доступным для детского восприятия.

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой-то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать среди сверстников. У них особый  блеск в глазах, виден интерес к познанию всего, что их окружает. Очень  важно поддержать ребенка  в данной ситуации, организовать  учебную и вне учебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, саморазвитие.

Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Главная  идея  метода  проектов – направленность  учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении  практической  или  теоретической,  но  обязательно  личностно-значимой проблемы.  Непременным  условием  проектной  деятельности  является  наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в  информационном  пространстве,  развитие  критического  и  творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную,  групповую,  которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя. Результаты выполненных проектов очевидны: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях.

Для того чтобы использование данного метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности.

Сначала дети учатся:

– планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;
– затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других;
– потом составлять инструкцию как способ решения проблемы;
– и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком
построение проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

В современном понимании проект – это:

– Проблема,
– Проектирование (планирование),
– Поиск информации,
– Продукт,
– Презентация,
– Портфолио (т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты и др.)           

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют: 

– исследовательские,
– творческие,
– прикладные,
– информационные,
– приключенческие, игровые,
– телекоммуникационные.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. По мнению Обухова А.С. «при построении учебно-исследовательского процесса важно:

– выбрать тему исследования,  интересную для ученика и совпадающую с кругом интереса учителя;
– хорошо осознать учеником суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
– организовать ход работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
– оказание взаимопомощи через совместный поиск неизвестного саморазвития (как ученика, так и учителя) в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
– раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику». [2]

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности.

Задачи:

– обучение проведению учебных исследований младших школьников
– развитие творческой исследовательской активности детей
–  стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира
–  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита   работы.

В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель и родители могут и должны лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

– Что мне интересно больше всего?
– Чем я хочу заниматься в первую очередь?
– Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
– По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
– О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Темы могут быть:

– фантастические (о несуществующих, фантастических объектах и явлениях);
– экспериментальные (предполагающие  проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов);
– теоретические (по изучению  и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других  подобных источниках).

Сформулировав  тему  своего  исследования,  ученик  ставит  цель  и  задачи. «Определить  цель  исследования – значит  ответить  себе  и  другим  на  вопрос, зачем  ты  это  проводишь». [3]

Для решения  проблемы требуется  выдвинуть гипотезу  или  даже  несколько  гипотез – предположений по теме  исследования.  После  чего надо  составить  план  работы. Для  этого  надо  определить, какие методы  можно использовать, а затем выстроить их по порядку.  Организация исследования включает в себя следующие методы:

– Подумать самостоятельно – Что я об этом знаю?
– Какие мысли я могу высказать про это?
– Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
– Просмотреть книги и издания периодической печати по теме;
– Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов;
– Спросить у других людей;
– Записать интересную информацию, полученную от других людей;
– Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;
– Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
– Использовать Интернет
– Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
– Понаблюдать.
– Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений,   удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.
– Провести эксперимент.
– Запиши план и результаты эксперимента.

Конечный результат – защита исследовательских работ и проектов на школьном, окружном и городском уровне научно-исследовательских работ и проектов младших школьников.

Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.  В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие  могут  задавать  вопросы  автору. К  ответам  на них  нужно  быть  готовым.  Для  того  чтобы  это  сделать, надо  предугадать,  какие  вопросы  могут  быть  заданы. Конечно,  все  вопросы  никогда  не  предугадаешь, но можно  не  сомневаться, что будут  спрашивать  об  основных  понятиях  и  требовать  их  ясные формулировки,  определения.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Литература:

1. Леонтович А.В., Обухов С.А., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/статья, 2007
2. А.С.Обухов. Статья «Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности»
3. А.И.Савенков. «Я – исследователь», учебник-тетрадь для младших школьников.