Урок обществознания по теме "Школьное образование". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: Изучение нового материала

Место урока в курсе обществознания: первый урок в разделе III “Школа”, что позволяет использовать знания, полученные на данном уроке в дальнейших уроках темы.

Цель урока: Формирование представлений о значении школьного образования в жизни человека.

Задачи:

  • раскрытие понятий “ образование”, “школа”;
  • развитие навыков самоанализа, навыков умения работать с документами;
  • воспитание и развитие личности ребенка, умение применять свои знания в процессе адаптации.

Цели и задачи для учащихся:

  • Изучить понятия “образование”, “школа”
  • Развивать навыки умения работать с документами,
  • Осознать значимость умения учиться;

Формируемые компетенции учащихся: Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, учебники, тетради, раздаточный материал , документы, выдержки из устава школы, заготовки для обложки книги , карандаши, краски, фломастеры, презентация к уроку.

Форма урока: Творческая мастерская. (работа по группам)

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Презентация.

Начало урока – играет музыка “Чему учат в школе?” (слайд 1)

Учитель: Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Правильно, школе.

Запишите тему в тетрадь.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Перед нами стоят следующие цели задачи. Презентация (слайд 2)

А какие цели и задачи урока для вас? Сформулируйте, пожалуйста. Проверяем (слайд 3)

III. Изучение новой темы в форме деятельностной игры “Творческая лаборатория” (10 мин)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова 15-летней девочки. К эпиграфу мы ещё вернёмся в одном из последующих заданий. (Слайд 4)

Инструктаж: “Ребята, представьте, что нам с вами сегодня нужно поработать над созданием книги на тему “школьное образование глазами пятиклассников”. Для этого мы познакомимся с понятиями школа, образования, ступенями школьного образования, субъектами образовательного процесса, придумаем название книги. Каждая группа, получает лист А4, на нем капитан команды будет записывать важные элементы, которые войдут в нашу будущую книгу. Работы много, поэтому, не тратим времени напрасно, начинаем...”. (слайд 5)

Задание 1. Подготовительное

1) “Словарь” (слайд 6)

Учитель: Формулирует задание “найти в словаре определения понятий школа, образование, наиболее точно соответствующих нашей сегодняшней теме урока”.

Учащиеся. Проговаривают вслух определение понятий образование, школа.

Записывают в тетрадь определения понятий образование, школа.

2) Ступеньки образования (слайд 7)

Учитель. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по работе с текстом учебника: Найти в тесте учебника ступени школьного образования. Ответить на вопросы:

Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли?

На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас? Какие ступени у вас впереди?

Учащиеся Отвечают устно на вопросы?

3) “История образования” (слайд 8)

Найти в тексте учебника (в документе) ответы на вопросы.

Учитель Вопросы по истории образования высвечены на экране (каждая группа получает по одному вопросу)

  1. Учащиеся устно отвечаю на вопросы:
  2. Когда на Руси появилась первая напечатанная книга?
  3. Как называлась первая напечатанная книга на Руси, кто её напечатал?
  4. Какой указ издал Петр I в начале XVIII века?
  5. Чьи дети учились в начальной школе в XVIII веке?
  6. Чему учили в школах в конце XVIII века?

РАЗМИНКА 1 минута

Учитель: Хорошо. Мы с вами познакомились с новым материалом, необходимым для осмысления того, о чем же должна быть наша книга, а теперь переходим к нашей книге, которую мы пишем.

IV. Закрепление нового материала (10 мин)

Задание 2. Деловое

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Учитель. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости школьного образования.

Учащиеся отвечают на вопрос: Кто является участником образовательного процесса?

Важными элементами школы являются: участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители.

1) Устав школы. К важнейшему документу, знание которого важно для учащихся мы отнесем Устав Школы. (слайд 9)

Работа с документом.

Задание: Прочитайте п.2.12 Устава Школы И определите, кто из вашей группы в школьной форме , а кто- нет!

Важно чтобы учащиеся ходили в школу в форме? Какой должна быть школьная форма. Об этом тоже должно быть в нашей книге.

2) Участники образовательного процесса

  • Учащиеся
  • Учителя
  • Родители

Каким должен быть идеальный учитель? Каким должен быть идеальный ученик?

3) Обсуждение эпиграфа (слайд 10)

Школа - это так просто!
Школа - это так сложно!
Лилия ЯНАРОВА, 15 лет

Учитель: зачитывает отрывок из сочинения .

Учащиеся: Высказывают свои мнения по поводу услышанного.Обсуждение.

V. Домашнее задание (1 мин ) (слайд 11)

Учитель Комментирует домашнее задание.

(Каждому раздает задания на листе А4, с текстом и пояснениями)

Прочитать вместе с родителями права и обязанности участников образовательного процесса. Написать эссе на тему: Каким должен быть идеальный ученик (или учитель).

Учащиеся. Записывают домашнее задание, прочитать выдержку из устава, написать эссе.

Учитель. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Важным элементом нашей книги являются домашние задания.

Задание 3. Творческое. Обложка для нашей книги. (10 минут)

Учитель. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. МУЗЫКА “Чему учат в школе” (минусовка) (слайд 12)

Учащиеся. Выполнение творческого задания. Рисуют обложку для будущей книги.

Каждой группе 1 минута на объяснение, почему выбрали это название своей книге, о чем она?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) (слайд 13)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Учитель. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Пока группы будут выставлять оценки, капитаны команд – зачитайте нам элементы школьного образования, которые должны будут войти в нашу книгу. С этими элементами мы будем работать на нескольких последующих уроках.

Учащиеся каждой группы ставят оценки по пятибалльной системе своей группе и другим группам.

Подведение итогов. Оценка работы класса. Выставление оценок.

Учитель: Спасибо за работу на уроке! (слайд 14)