Творчество Сергея Есенина

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.

Задачи:

  1. Развивать интерес к личности и творчеству С.Есенина.
  2. Развивать навыки творческой восприимчивости и выразительного чтения произведений поэта.
  3. Развивать образное мышление творческих способностей и познавательной активности обучающихся.
  4. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к Отчизне.

Форма: литературная гостиная.

Временной регламент: 1 час 20 мин.

Возрастная категория: 15-18 лет.

Методические приемы: лекция воспитателя, выступление воспитателя с музыкальным произведением под гитару, выразительное чтение стихотворений.

Оформление: стенд с портретом С.Есенина красиво украшенный осенними листьями клёна, дуба, осины и берёзы, столики со сладостями и конфетами, посредине вазы с гроздями рябины для гостей и участников литературной гостиной (стоят полукругом), свечи, плакат с высказыванием: «В этом имени – свет России!»

Оборудование: сборники стихов поэта, мультимедиа, диск с записями песен на стихи поэта, гитара для исполнения песни на стихи С.Есенин «Клен».

Подготовка: В ходе подготовки была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихов поэта, руками воспитателей приготовлены пирожные, сладкий пирог, и другие сладости для чаепития.

Ход воспитательного мероприятия

I. Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята и коллеги! У нас в училище проходит месячник здоровья. Вы участвовали в различных спортивных мероприятиях и состязаниях и мы не остались в стороне и сегодня встретились с вами, чтобы провести литературную гостиную.

Тема сегодняшнего вечера: «Творчество Сергея Есенина» (5 октября 1895 г. – дата рождения поэта). Сегодня мы вспомним творчество великого русcкого поэта Сергея Есенина, будем учиться читать его стихи, петь песни, правильно держаться перед аудиторией и просто в приятной дружественной атмосфере пить чай, оставив за дверью этого зала все свои проблемы, суету, усталость и плохое настроение.

– Какое же отношение имеет сегодняшний литературный вечер к теме «Здоровье», ведь здесь нет спортивного инвентаря?

Все дело в том, что спортом, физическими упражнениями мы развиваем свое физическое тело. А как же душа? Существует такое понятие – «психическое здоровье», внутренняя гармония.

Когда у человека в порядке тело, разум и душа, с ним все прекрасно.

Вот сегодня мы с вами будем лечить наши души.

II. Выступление библиотекаря училища с краткой автобиографией С. Есенина.

(Приложение 1)

III. Тема Родины.

Ведущий: «Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». Эти слова принадлежат В.Шукшину и как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта. Тема Родины – одна из главных тем в его творчестве. Любовь к Родине никогда не была для Есенина просто темой. Она – основа, начало его лирического миропонимания, источник всей его поэзии. «Россия! Какое хорошее слово: и «роса», и «сила», и «синее» что-то – говорил он. Родина для него, и природа, и любимая женщина, и мать.

Выступление мастера п/о ребят из группы Ту-2.

Чтение стихотворения «Гой ты Русь моя святая»:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех.
Мне навстречу, как серёжки
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»

Чтение обучающимся стихотворения «Топи, да болота»:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной…

IV. Тема природы.

Ведущий: Тема природы неразрывно связана с темой Родины. Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчаньем ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. Поэт мог увидеть необычное в самом обычном, умел одушевлять природу, любить и растворяться в ней.

Выступление соц.педагога училища со стихотворением «Зеленая прическа»:

Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:
«О, любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

Выступление Ареховой И.А. с песней под гитару «Клен»с показом презентации «Есенинская осень» (Приложение 2)

Am Dm
Клен ты мой опавший,
G C
Клён заледенелый,
Am Dm
Что стоишь согнувшись
E Am
Под метелью белой?
Am Dm
Или что увидел?
G C
Или что услышал?
Am Dm
Словно за деревню
E Am
Погулять ты вышел.

И как пьяный сторож,
Выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе,
Приморозил ногу.

Я и сам ведь нынче,
Что-то стал нестойкий.
Не дойду до дому
С дружеской попойки.

Там вот встретил вербу.
Там сосну приметил.
Распевал им песни
Под метель о лете.

Сам себе казался
Я таким же клёном,
Только не опавшим,
А во всю зелёным.

И, утратив скромность,
Одуревши в доску,
Как жену чужую,
Обнимал берёзку.

Выступление ст. воспитателя общежития со стихотворением «Песнь о собаке»:

Утром в ржаном закутке,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.

А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

V. Тема матери.

Ведущий: Сердце русского поэта наполняла любовь к матери Татьяне Федоровне. Поэт вспоминает, что мать сильно любила его и всю жизнь берегла.

Из-за семейных проблем в семье маленький Сережа рос у бабушки с дедушкой. Бабушка в своем внуке души не чаяла, баловала его. Есенин рос озорным и слушать ничего не желал. О матери и своих близких он писал замечательные стихи. Вот одно из них:

Чтение Зам по УВР училища стихотворения «Мать»:

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в бандитской драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная, успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб тебя, не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня, не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

VI. Тема Любви.

Ведущий: Сергей Есенин пользовался огромной популярностью у публики. Его нельзя было не любить. И не удивительно, что русский талантливый парень с красивыми голубыми глазами и вьющимися волосами покорял женщин с первого взгляда, с первой строчки прочитанных стихов. В него влюблялось много женщин, да и сам он любил ни одну. Безусловно, он был избалован женским вниманием. Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. В его творчестве очень много стихов о любви. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них:

Выступление воспитателя общежития со стихотворением «Пусть я буду любить другую»:

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Выступление Ареховой И.А. со стихотворением «Глупое сердце»:

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.
Все мы порою, как дети,
Часто смеемся и плачем:
Выпали нам на свете
Радости и неудачи.
Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду.
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.

Жизнь не совсем обманула.
Новой нальемся силой.
Сердце, ты хоть бы заснуло
Здесь, на коленях у милой.
Жизнь не совсем обманула.

Может, и нас отметит
Рок, что течет лавиной,
И на любовь ответит
Песнею соловьиной.
Глупое сердце, не бейся.

VII. С. Есенин о себе.

Ведущий: Хотелось бы сказать, что поэзия Есенина – это трудный путь полной страстей людской души через время. На этом трудном пути Есенин знал взлеты и падения, и любовь и ненависть, тепло дружеских рук и знобящий холод недоброжелательства. Поэтичность в одних стихах сменяется на озлобленность и цинизм в других. Это была защитная реакция нежной, любящей и ранимой души, в непростое время перемен и революций в стране. Послушаем, что о себе говорит поэт в стихотворении «Мне осталась одна забава», которое вылилось в песню в исполнении Александра Малинина.

Прослушивание песни в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава» с показом слайдов о поэте (Приложение 3).

VIII. Заключительная часть.

Ведущий: Поэзия Сергея Есенина вошла в нашу жизнь на долгие времена. Она и сегодня заставляет взволнованно биться сердца слушателей. 30 прожитых поэтом лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин часто бывал в старину говорили:

«30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал и понял.

Чтение воспитателем Ареховой И.А. стихотворения «В этом имени – свет России»!:

В этом имени – свет России
Голубые ее глаза,
Зеркала озер ее синих
Спелой ржи золотая краса.

В этом имени – песня России –
Соловьев ее голоса,
Шорох трав,
Знобкий трепет осины
И тележный плач колеса.

В этом имени – гордость России
Зори свежие, как роса,
И на гребне века косые
На седом ветру паруса!

Сумрак осени, гром весенний,
Буйство радости, тихая грусть…
Ты скажи мне – Сергей Есенин
И тебе я отвечу:
– Русь!

Ведущий: Дорогие ребята и гости нашей литературной гостиной, наш вечер подошёл к концу. Спасибо всем, кто принимал участие! До новых встреч!