Деревянная мозаика на уроках технологии

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (738 кБ)


Недавно я приобрёл книгу авторов Робертса Джуди Гейла, Буэр Джерри «Деревянная мозаика», так как моё внимание привлекла красота выполненных изделий. Я показал её своим ученикам. Ребятам понравились работы, изображённые на иллюстрациях в этой книге. Особенно им понравились изображения животных. Эта книга, конечно, же, для профессионалов. Научиться такой сложной технике как мозаика из дерева, прочитав только одну эту книгу, сразу не возможно. Но я  решил предложить ребятам попробовать изготовить понравившиеся им работы по выбору при изучении раздела тем «Творческий проект». Ученики загорелись предложенной идеей. Началась работа по изучению необходимой информации. В книге представлено много теоретического материала. Есть модели с довольно подробными инструкциями, схемами и шаблонами. Всего 14 прекрасных деревянных картин. В сети интернет широко представлен зарубежный опыт изготовления деревянной мозаики. Также оказалось немало и отечественных увлечённых любителей этого интересного занятия.

При изучении подготовительного этапа выполнения творческого проекта ребятам было дано задание найти в сети интернет необходимые сведения об опыте работы с деревянной мозаикой, изучить историю деревянной мозаики. Оказалось данная технология имеет много общего с маркетри. Только вместо шпона используются доски толщиной около 20мм. Такая толщина позволяет придавать объём  собранной из кусочков мозаики композиции. Основным оборудованием для этих работ служат электролобзик, на котором выпиливаются детали мозаики из массива разных пород древесины и шлифовальный станок. Можно также использовать ручной лобзик, но для него нужны хорошие качественные пилки, чтобы они смогли выпилить детали из досок. Для деревянной мозаики нужны заранее приготовленные доски необходимой толщины из разных пород древесины. Учитывая, что необходимо какое-то время на приобретение нужного пиломатериала, а именно досок разных пород древесины. Мы решили вначале, попробовать изготовить изделия из десяти миллиметровой фанеры используя детали старой сломанной мебели.

На конструкторском этапе выполнения проекта, используя компьютер и сканер, мы скопировали и увеличили схемы из книги «Деревянная мозаика», нанесли свои обозначения цвета деталей и объединили слишком мелкие детали. Потом после сборки разделили их линиями с помощью выжигательного аппарата. Необходимые цвета выпиленным деталям из фанеры мы в процессе сборки придали с помощью лака различных оттенков. Для каждого панно был подготовлен эскиз (рис.1, 2, 3).

Чтобы представить, как будет выглядеть готовое изделие, некоторые ребята выполнили рисунок в цвете. Получились очень красивые работы. (Рис 4, 5, 6)

Для обработки кромок выпиленных деталей мы использовали электрические шлифовальные машины. (Рис 7)
Приобретение со временем, шлифовального станка, позволило значительно упростить обработку кромок и подгонку деталей мозаики друг к другу (рис 8, 9)

Сборку модели мы решили выполнять в два этапа. Сначала собирали мозаику, временно закрепляя детали с помощью двухстороннего скотча. После подгонки деталей, устранив имеющиеся недостатки, приклеивали детали на основании из фанеры толщиной 4-6 мм.(Рис 10, 11, 12)

При изучении технологического этапа выполнения проекта усилиями коллектива класса была разработана технологическая последовательность изготовления мозаичных композиций.

После сборки и склеивания деталей, чтобы придать готовым работам больший объём проводили дополнительное шлифование от края к центру изделия, т.е. детали, находящиеся на переднем плане, делались более толстыми, а на заднем плане – более тонкими. Затем наносили лак, имитирующий различные породы древесины. Чтобы декоративное панно могло висеть на стене, с обратной стороны изделия прикрепляли самодельную металлическую петлю. Некоторые ребята наклеивали готовую работу на основу круглой или квадратной формы оформленную рамкой. Все работы велись, в соответствии с правилами техники безопасности, используя при шлифовании и лакировании вытяжку. После изготовления таких панно из фанеры и демонстрации их на школьной выставке, ребята приступали к изготовлению подобных работ из досок разных пород древесины толщиной 20-25мм. К этому времени как раз появились доски необходимой толщины

Лучшие работы в технике деревянной мозаики были представлены на районной олимпиаде по технологии при защите проектов. Автор проекта «Деревянная мозаика» ученик 9 класса Мысенко Алексей стал победителем Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Его работы «Орлы» и «Флаг Серпуховского района» очень понравились жюри и участникам олимпиады и получили высокую оценку.

Опыт изготовления деревянной мозаики показал, что данный вид проектной деятельности интересен для учащихся, создает условия для развития их творческих способностей и эстетического вкуса. Но качество соединений деталей мозаики лучше получается при выпиливании ручным лобзиком, так как пилка имеет небольшую толщину. А иметь несколько лобзиковых станков в мастерской пока ещё не позволяет финансирование нашего образования.

Литература 

  1. Робертс Джуди Гейл и Буэр Джерри. Деревянная мозаика. — М. АСТ-ПРЕСС, 2007.
  2. Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву. — М.: Высшая школа, 1981.
  3. Хворостов А. Древесные узоры, м. Советская Россия. 1976.
  4. Бобиков П., Лютерштейн М. Фанеровальные работы. М. Высшая школа. 1974.
  5. Мухин Б.И. Изготовление деревянной мозаики. Стройиздат. 1989.
  6. http://www.rezbaderevo.ru  Анатолий Обелец. Журнал «Резьба» Интарсия – деревянная мозаика

Приложение 1: Творческий проект «Деревянная мозаика»