Цель:
- Образовательная
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая Рыленкова.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Ход урока
1. Слово учителя.
Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.
Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.
Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.
Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.
Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.
Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.
Прослушайте сообщение (ученик)
Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.
А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.
2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)
Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?
– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?
– Какова интонация этих строк?
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.
– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?
На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.
– Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.
– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.
3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
– А теперь непосредственно анализ стихотворения.
Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.
Эмоциональные состояния |
|
1 строфа | Радость, воодушевление |
2 строфа | Воспоминания о ненастном вечере |
3 строфа | Спокойная картина безбрежных снегов |
4 строфа | Уют комнаты |
5 строфа | Порыв к движению, полноте бытия. |
Как меняется время изображения событий?
Контраст времени |
|
1 строфа | настоящее |
2 строфа | “Вечор” |
3 -4 строфа | “Нынче” |
5 строфа | Будущее и прошлое |
– Для чего поэт использует контрасты?
Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.
Вернемся к 1 строфе. Назовите контрастные образы?
Мороз и солнце
Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда
Дремлешь– проснись
– В чем смысл этих противопоставлений?
Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.
Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.
Таблица.
– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?
Присмотримся к строчке
Открой сомкнуты негой взоры.
– Как вы понимаете?
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…
Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?
Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.
Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.
Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.
Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.
Еще контрастные образы
Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…
– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?
Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.
– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).
Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..
Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.
Прочитаем выразительно 4 строфу.
Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.
Энергия огня противопоставлена инертности быта.
Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.
“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.
Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?
Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.
– Как вы понимаете эпитет?
Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.
– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф”.
– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?
Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Конкурс чтецов.
– Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”
– С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством радости)
– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное настроение, печально)
Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:
И ты печальная сидела (пауза) –
А нынче (пауза) погляди в окно …
(От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)
– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)
Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.
Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?
Домашнее задание:
Выучить это стихотворение наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник
Меркина Г.С.)