С чего начать воспитательную работу в 5-м классе?

Разделы: Классное руководство


Только недавно отзвенел последний звонок, отшумел выпускной вечер и вот опять пятиклашки. Надо начинать все заново, планировать воспитательную работу, разрабатывать тематику классных часов, цикл экскурсий, т. е. проводить целенаправленную работу, чтобы установилась та незримая связь между учителем и учениками, которая поможет им в течении следующих 7 лет быть одним целым, понимать и чувствовать друг друга, поможет каждому ребенку реализовать свои силы и способности.

С чего же начать? Что любят все дети, на почве чего найти взаимопонимание? Я решила, что это животные. Поэтому первый блок воспитательных мероприятий посвящен животным. В сентябре мы с ребятами ездили на экскурсию в зоопарк. Цель поездки: поближе познакомиться с ребятами, пообщаться с ними в неформальной обстановке, посмотреть, как они передвигаются группами, как реагируют на замечания учителя и, конечно же, понаблюдать за ними при их общении друг с другом.

Почему я выбрала зоопарк? Во-первых, ребятам интересна эта экскурсия, все дети любят животных, во-вторых, зоопарк такое место, где не потеряешься и можно больше внимания уделить общению с ребятами.

После поездки в зоопарк я предложила ребятам провести классный час “Мои домашние животные”. Учащимся было предложено принести в школу своих питомцев, фильм о них или фотографии. Надо отметить, что животные есть у большинства ребят в классе. Я попросила выступающих подготовить дома небольшой рассказ о своем маленьком друге: как он появился у тебя, что он любит, какие смешные истории с ним связаны и т.п. На мой призыв откликнулось более половины учащихся. В результате на классный час принесли 2 собак, 3 кошек, крысу и множество фотографий. Когда ребята начинали рассказывать о своих питомцах, то остановить их было сложно, помимо заготовленных рассказов на ходу вспоминались еще случаи, в результате, рассказывать свои истории захотели и те ребята, которые ничего не принесли. Классный час имел колоссальный успех, я же в свою очередь узнала о своих пятиклашках много нового, просто наблюдая за ними, слушая их.

По окончании классного часа мне был задан вопрос: “А какой классный час будет в следующий раз?”, на что я ответила, что следующий классный час называется “Моя любимая игрушка”. Ребята получили задание: принести свою любимую игрушку, рассказать о ней. С нетерпением все ждали следующей недели. С самого утра в класс стали заглядывать ребята и показывать свои игрушки, среди них преобладали мягкие игрушки, но были и машинки, пистолеты, куклы. Игрушка для ребенка – это их маленькая ценность, для многих – их друг. Рассказы ребят были очень разные. Кто-то подготовился основательно и разыгрывал маленькие спектакли, как правило, у таких ребят игрушка была потрепанная, видно, что он часто играет в нее , возможно, спит с ней. У другого ребенка, наоборот, игрушка новая, красивая и рассказ наигранный. Ребята с удовольствием показывали друг другу свои сокровища, а те, кто ничего не принес, смотрели с завистью. После знакомства с игрушками ребятам было дано задание: пусть твоя игрушка расскажет о своем хозяине.

Вот тут начинается самое интересное, что же рассказать о себе, какой я? Для многих ребят задание оказалось очень сложным. Зато для классного руководителя эти маленькие истории представляют большой интерес. Попробуйте сами рассказать о себе, это трудно.

Последнее мероприятие в этом цикле – посещение театра зверей Дурова. После поездки в театр мы проводим классный час по итогам поездки. Всегда находятся моменты в поведении учащихся, на которые следует обратить внимание ребят. Поэтому возникает следующий цикл классных часов “Как правильно себя вести и как правильно одеваться при посещении общественных мест”.

Для подготовки этих классных часов я разбиваю ребят на группы. Каждая группа получает задание, например, “Поведение в театре”. Ребята должны составить памятку и показать сценку-загадку о том, как правильно одеваться и как себя вести в театре. Весь материал, конечно же, анализируется, а после каждой поездки подводятся итоги.

Помимо этих классных часов проводятся и другие мероприятия: анкетирование “Сведения об учащихся”, социометрия, беседы по ПДД, терроризму , школьному травматизму и другие.

Следующий цикл мероприятий – это экскурсии. Здесь я учитываю возраст учащихся, школьную программу, кроме этого, у каждого человека есть свои любимые места. Заканчивается 1 четверть двухдневной экскурсией по Золотому кольцу России, например, Суздаль-Владимир. На 2 четверть были запланированы экскурсии в литературный музей имени А. С. Пушкина и в музей истории Москвы.

Обычно в начале декабря мы проводим мероприятия, посвященные разгрому фашистов под Москвой. Поэтому в свой план работы я включила классный час по этой теме, запланировав провести его в детской библиотеке. Начинался классный час с просмотра отрывка художественного фильма “Повесть о настоящем человеке”.

На одном из первых классных часов мы с ребятами договорились, что будем активно участвовать во всех мероприятиях, причем по возможности в полном составе. В 5 классе такие обязательства принимать можно, они легко выполнимы, т. к. в этом возрасте все дети активны, у них еще много свободного времени. Мы с вами знаем, что проблема организации свободного времени с каждым годом приобретает все большую остроту. А ведь именно внеурочные мероприятия способствуют развитию творческих способностей учащихся, укрепляют интерес учащихся к школе.

Традиционно, когда я беру 5 класс, то ставлю с ними сказку “Вредный минус”, которую мы показываем для ребят начальной школы. Ребята всегда с удовольствием участвуют в этом спектакле. Другим мероприятием, в котором приняли участие 80% учащихся, стал конкурс поделок и новогодних игрушек. Думаю, это хороший результат.

С самого начала работы с классом я стараюсь ввести традиции, которые будут положительно влиять на формирование мировоззрения ребенка. Например, ведение классного фотоальбома и создание видеотеки наших дел, поздравление ребят с днем рождения, 8 марта и 23 февраля. В конце четверти мы выявляем учащихся, которые получили наибольшее количество 5 и поздравляем их, также мы обязательно подводим итоги работы тех ребят, которые имели постоянные поручения. Ребята дают оценку каждому из них и она бывает очень жесткой. На следующую четверть мы переизбираем руководящий состав.

Особое внимание я уделяю работе с родителями, т. к. они главные наши с вами помощники в деле воспитания ребенка. На 1 родительском собрании я сразу знакомлю их с основными требованиями: еженедельная проверка и подпись дневников, помощь детям в организации классных мероприятий, посещение экскурсий в 5 классе обязательно для всех детей без исключения.

Мы выбираем ответственных за организацию экскурсий, поездок в театр, за поздравление детей с днем рождения и т. п.

На 2 собрании мы говорим уже о роли общения в жизни школьника. Для этого перед собранием я провожу анкету, которая содержит вопросы:

1. Нравится ли тебе рассказывать родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем в семье ты чаще делишься секретами?
4. Какие праздники в семье ты любишь?
5. Что бы ты хотел изменить в своей семье?

На собрании обсуждаем итоги анкетирования, кроме того я вывешиваю социометрию на доске (с разрешения детей) и обязательно показываю видеофильмы о наших общих делах. Это я буду делать и на всех остальных собраниях.

Хочется отметить, что к концу 1-го полугодия итоги работы уже чувствуются. Дети слышат меня, реагируют на замечания, откликаются на просьбы, призывы, они активны и, думаю, им комфортно в классе, а значит, первый шаг к достижению цели воспитательной работы сделан. А цель поставлена такая: формирование творческой личности учащегося, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива ; воспитание человека, уважающего живущих рядом людей и любящего свою Родину.