Поэма Сергея Есенина "Черный человек"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
  • Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • Воспитывающая: вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С.Есенина.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.
А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”

Ход урока

1. Слово учителя.

Слайд 1. Загадка “чёрного человека”

Образ “черного человека” - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.

“Черный человек” - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта.

Слайд 2-6. История создания поэмы.

Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе.

Вы знаете, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.

“Кто это был? И что ему во мне?” вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы этим вопросом.

2. Выразительное чтение поэмы “Черный человек”

Презентация чтения или видеоряд и чтение Сергеем Безруковым.

Анализ поэмы сопровождается слайдами презентации

Во вступлении скажем о том, что извлечь художественный смысл из произведения можно не прежде, чем уяснив себе его (произведения) жанровую природу. Речь идет не о родовой черте жанра, т. е. не о том, что “Черный человек” поименован “поэмой” и, стало быть, связан с поэзией. Речь о видовой жанровой черте — о таком понятии жанра произведения, когда он отвечает на вопрос: для чего оно? При подобном понимании жанр произведения — это сущность вещи, ее самодостаточность. Поэтому судить о жанре следует по той проблематике, которая для своего воплощения потребовала именно этого жанра. Внимательно вчитываясь в поэму, мы видим, что “Черный человек” — это художественная исповедь поэта, причем, как и положено ей, исповедь беспощадная, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.

Художественная исповедь Есенина.

1. Форма поэмы.

а) “Черный человек” написан в форме обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: “Я очень и очень болен” и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека: “Черный человек/Спать, не дает мне всю ночь”;

б) в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой. Первый — почти панегирик некоему поэту (“хоть с небольшой, / Но ухватистой силою”), авантюристу (“Но самой высокой / И лучшей марки”), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику: “Я не видел, чтоб кто-нибудь /Из подлецов / Так ненужной глупо / Страдал бессонницей”, “И ты будешь читать / Свою дохлую томную лирику?”;

в) отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя: “Черный человек / Водит пальцем по мерзкой-книге...” и на отношение к той же книге Черного человека: “В книге много прекраснейших / Мыслей и планов”. А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет “скандальным” и беседовать о нем с Черным человеком решительно Отказывается.

Чувства героя поэмы.

В них можно выделить подвид: предчувствие. Но сперва все-таки о чувствах. Что испытывает герой, слушая первый монолог Черного человека? Возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое:

Черный человек! Ты не смеешь этого! 
Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. 
Что мне до жизни Скандального поэта. 
Пожалуйста, другим Читай и рассказывай.

О какой “водолазовой” службе говорит герой? Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает Черный человек и из которых черпает свои сведения.

А почему второй монолог Черного человека доводит героя поэмы до бешенства: “Я взбешен, разъярен, / И летит моя трость/Прямо к морде его, / В переносицу...”? Видимо, потому, что слишком узнаваем портрет, который рисует своему собеседнику Черный человек:

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...

Герой попросту не может здесь не узнать себя. Он не может произнести снова: “Что мне до жизни / Скандального поэта”. То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь Черный человек высказался до конца — полностью прояснил ситуацию: “скандальный поэт” — это он, собеседник Черного человека.

Что же до предчувствия героя, то оно связано с толкованием черного человека в народных преданиях и легендах.. Черный человек в фольклоре — символ смерти. Так что в первом же обращении героя к другу: “Я очень и очень болен” не случайно это нагнетание: “очень и очень”, — герой предчувствует смерть.

3. Чувства Черного человека.

Черный человек — не антипод героя, как можно решить поначалу. Он выступает в роли его другого “я”, обличающего “я” первое. Его позиция после первого отпора ему героем очень характерна:

Черный человек 
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются 
Голубой блевотой,— 
Словно хочет сказать мне, 
Что я жулик и вор, 
Так бесстыдно и нагло 
Обокравший кого-то.

Ведь речь о том, что герой не узнает себя в словесном портрете, который рисует ему Черный человек. Вот отчего— “голубая блевота”, “Жулик и вор” и т. п. — Черный человек не верит герою.

Но второй отпор Черному человеку со стороны героя открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы галлюцинировал: “Я в цилиндре стою. / Никого со мной нет”. Трость, которую бросил в Черного человека герой поэмы, разбила зеркало!

4. Введя в поэму образ “прескверного гостя” — Черного человека, Есенин заставил его наговорить о герое самые нелицеприятные вещи. Но если учесть, что Черный человек — это зеркальное отражение героя,,то следует отдать должное полноте исповедальности поэта, бесстрашию его исповеди.

III. Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: “Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя... Не лгать — можно; быть искренним невозможность физическая...” Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме “Черный человек” выдержана до конца.

Выводы записываем в тетрадь (демонстрируются на экране):

Таким образом,

- "Прескверный гость" — чёрный человек у Есенина — это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

-Поэма "Черный человек" глубоко индивидуальна, лирична, в то время как предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека.

-Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. Структура поэмы такова, что в центре - мир человека. Отсюда ведущий прием реализации авторского замысла - лирическая исповедь.

-Ощущение глубокого трагизма не покидает нас с первых до последних страниц поэмы,она пропитана болью. Кажется, выхода нет.

-Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Образ самого “прескверного гостя” - черного человека имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму “Моцарта и Сальери” Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.

Составление ассоциативного ряда со словом “черный” (черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.)

Приметы внешности черного человека(какой у него голос, движения, одежда, внешность)

Приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий? Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же вам не понравился этот образ? По душе ли лирическому герою поэмы этот незваный ночной гость? Какие чувства испытывает лирический герой до прихода гостя? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.

Ответы учащихся.

Рассмотрим звуковой, и слуховой, предметный ряд стихотворения. Это было ваше домашнее задание.

Как вы думаете, что может испытывать человек, находясь в такой атмосфере?

Страх и одиночество усиливаются или исчезают с появлением ночного гостя?

Какие чувства испытывает лирический герой после прихода ночного гостя (подтвердите текстом)?

Лирический герой не хочет ни видеть, ни слышать черного человека. Он ему неприятен, страшен, отвратителен. Почему?

Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Чего он хочет от лирического героя? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?

Учитель: Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то “певец бревенчатой избы”.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: “Что, на ваш взгляд, скрывается за образом “черного человека”?”.