Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка.
Задачи:
- образовательная: показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
- развивающая: развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы;
- воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку.
1) Организационный момент.
2) Проверка домашнего задания.
3) Повторение изученного.
а) Фронтальный опрос.
– Что такое предложение?
– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны?
– Какие виды предложений по составу грамматической основы и по наличию второстепенных членов вы знаете?
– Приведите примеры.
– Какие главные и второстепенные члены предложения вы знаете? Расскажите о них.
– Для чего нужны второстепенные члены предложения?
б) Практическая работа.
– Прослушайте текст, определите стиль и тип речи.
Осень. Холодает с каждым днем. Ветер срывает с деревьев пожелтевшие листья и уносит их хороводом. Несколько листочков кружатся в прозрачном воздухе, медленно опускаясь на землю. Птицы, собравшиеся в стаи, улетают на юг. Скоро зима.
– Запишите текст, выделите грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте их.
4) Изучение нового материала.
а) Знакомство с новыми понятиями.
– Мы вспомнили все о предложении, а теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Тема сегодняшнего урока «Порядок слов в предложении». Вы уже знаете, что в английском или немецком языках порядок слов строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие смысловые оттенки. Но следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания.
– Запишите предложение Мать любит дочь. Определите роль существительных в нем.
Переставьте местами существительные, запишите полученное предложение (Дочь любит мать). Как изменилась роль существительных в новом предложении?
– Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.
– Порядок слов имеет и другое значение. Запишите предложение Вчера было холодно.
Поменяйте местами слова в нем и запишите все полученные варианты. Изменился ли смысл высказывания?
– А что изменилось?
– Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.
– В предложениях, в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Запишите предложение На заседании было тридцать человек. Выделите подлежащее в этом предложении. Измените порядок слов в подлежащем и запишите новый вариант предложения, выделив подлежащее (На заседании было человек тридцать).
– Как изменился смысл предложения?
– Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности.
– Таким образом, перестановка слов в предложении усиливает или ослабляет смысловое значение членов предложения. Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов. А как в художественной речи называют обратный порядок слов? Правильно, его называют инверсией.
б) Работа с таблицей «Прямой и обратный порядок слов».
– Рассмотрите таблицу и вспомните прямой и обратный порядок расположения членов предложения.
Прямой порядок слов |
Обратный порядок слов |
1) Подлежащее – сказуемое Солнце светит. |
1) Сказуемое – подлежащее Светит солнце. |
2) Согласованное определение – определяемое слово Летнее солнце светит. |
2) Определяемое слово – согласованное определение Солнце летнее светит. |
3) Определяемое слово – несогласованное определение Лучи солнца слепят. |
3) Несогласованное определение – определяемое слово Солнца лучи слепят. |
4) Сказуемое-дополнение Я любуюсь солнцем. |
4) Дополнение-сказуемое Я солнцем любуюсь. |
в) Работа с учебником.
– Прочитайте о порядке слов и логическом ударении в учебнике на с.41-43.
5) Закрепление нового материала.
а) Упражнение в перестановке слов в предложении.
– Запишите предложения и выполните перестановку слов, поменяв местами первое и последнее слова в предложениях. Выделите в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены, указав, на какое слово приходится логическое ударение.
Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра ко мне в гости приходи.
Дети украсили класс листьями. – Листьями украсили класс дети.
Исследователи работали на болотах. – На болотах работали исследователи.
Ветер завывает в трубе. – В трубе завывает ветер.
Маша хорошо подготовилась к уроку. – К уроку хорошо подготовилась Маша.
б) Упражнение в нахождении инверсии в художественном тексте.
– Прочитайте записанный на доске отрывок произведения. Из какого произведения он взят и кто автор этого произведения? (В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»). Будучи с кем в литературном споре, Жуковский написал сказку «Спящая царевна»? (А.С.Пушкин). Найдите инверсию в записанных на доске предложениях и объясните ее роль.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш мудрейший царь Матвей?
6) Подведение итогов.
– О чем новом вы узнали на уроке?
– Что такое инверсия и каково ее значение в художественном тексте?
в) Самостоятельная работа.
– Выполните задание на карточках.
Отметьте предложения, в которых есть инверсия.
1-й вариант. | 2-й вариант. |
а) Что день грядущий нам готовит? б) Голубые облака бежали по небу. в) Березы лист уж пожелтел. г) Перелетные птицы собираются на юг. д) Белеет парус одинокий… |
а) Солнце отражается в голубых водах озера. б) Лес точно терем расписной… в) Бежит река в горах Кавказа. г) Досадно было, боя ждали. д) Прозрачный лист упал с дуба. |
7) Домашнее задание.
Выписать 5 примеров предложений, содержащих инверсию, из стихотворений поэтов 19-го века.