Мини-музей "Новогоднее конфетти"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект «Новогоднее конфетти» как интегративное дидактическое средство познавательно – исследовательского, художественно – творческого, речевого, музыкально-художественное, физического развития дошкольников.

Паспорт проекта: Проект может быть использован при работе ДОУ по программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2011) и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вид проекта: информационно-практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (6 недель)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, сотрудники дошкольного учреждения: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературой», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье».

Актуальность темы: В дошкольном возрасте нравственное воспитание рассматривается, как целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек нравственного поведения.

Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.

Нравственное воспитание ребенка – дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей. Известно, что в каждой семье существуют различные традиции. Одним из главных видов семейных традиций является проведение семейных праздников. Традиционное празднование Нового года привлекает детей к активному и разнообразному участию в подготовке и его проведении. Формирует эмоционально – положительное отношение к предстоящему празднику, стремление поздравить близких с праздником и преподнести им подарки, сделанные своими руками.

Таким образом, это послужило созданию данного проекта.

Цель проекта: формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси; познакомить с историей их возникновения; расширять представления о праздновании Нового года в различных странах.

Задачи проекта:

  • формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу (ОО «Социализация»);
  • формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей, познакомить детей с традициями проведения праздника других стран (ОО «Познание»);
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности (ОО «Коммуникация»);
  • приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);
  • развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественное творчество»);
  • формировать начальные представления о здоровом образе жизни ( ОО «Здоровье»);
  • формировать музыкальную культуру (ОО «Музыка»);
  • формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая культура»).

Содержание проекта:

Мини-музей расположен в групповой комнате, на полочке, находящейся на доступном уровне детей, что обеспечивает свободный доступ к нему в любое время дня.

Работа с родителями

  • помощь в создании мини – музея;
  • помощь в изготовлении снежных скульптур Деда Мороза и Снегурочки на территории детского сада.
  • организация праздника с участием родителей;
  • экскурсия на открытие «Елки» на центральной площади с. Тасеево.

«Экспонаты»

  • экспонатами являются коллекции елочных игрушек от 1955 года до наших дней;
  • выставка макетов «Наша елочка», «Украшения для елки»;
  • символы Нового года разных стран;
  • иллюстрации с изображением атрибутики проведения новогодних праздников народов разных стран;
  • плакаты с изображениями главных персонажей Нового года разных стран;
  • стенгазеты «Зимушка – зима», «С новым годом»

«Разделы»

«Мини-библиотека»

  • картины с изображением главных героев Нового года;

  • плакат «Сохраним елочку»;

  • книги на новогоднюю и зимнюю тематику.

«Работы детей»

  • создана выставка детского творчества: рисунки, поделки, аппликации, оригами и т.п.
  • традиционное украшение елки на территории дошкольного учреждения, игрушками изготовленными детьми и их родителями.

«Уголок самостоятельной деятельности»

  • в этом уголке представлены разнообразные игры: «Бусы на елку», «Что изменилось», «Кто у кого», «Кто на чем передвигается», «Угадай о ком скажу» и др.;
  • материалы для игр и изготовления поделок;
  • тематические картинки и иллюстрации для рассматривания.

«Защита проекта»

  • защита проекта проходит в виде экскурсии в мини – музей «Новогоднее конфетти» (экскурсию проводят дети для родителей и сотрудников дошкольного учреждения под руководством воспитателя группы)

«Практический выход»

  • оформление мини – музея;
  • создание методического материала, слайд-шоу;
  • положительная динамика развития детей в игровой, познавательной деятельностях, а так же, в развитии речи, ознакомлении с художественной литературой и в творческой деятельности.

План работы по реализации проекта

Цели (программное содержание занятий) Форма организации
«Познание»

Дать представление детям о истории возникновения елочной игрушки, с процессом ее преобразования человеком; расширять представление о праздновании Нового года в древней Руси и у разных народов.

Беседы «Откуда елка в гости пришла», «История новогодней игрушки»

Презентация «Главный персонаж Нового года»

Презентация «Елка символ Нового года на Руси»

«Коммуникация»

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; формировать навык соблюдения последовательности изложения; развивать у детей мышление, фантазию, творческое воображение; воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам.

Составление рассказа «Новый год на пороге»

Сочинение сказки «Дед Мороз – наш друг»

Составление рассказов по иллюстрациям, сюжетным картинкам.

«Чтение художественной литературы»

Приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и вкуса.

Л. Воронкова «Елка»

Ф. Одоевский «Морозко»

П. Бажов «Серебряное копытце»

Русские народные сказки «Снегурочка», «12 месяцев», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Загадки, пословицы, поговорки о зиме, новом годе.

«Художественное творчество»

Развивать творческую фантазию, воображение, воспитывать стремление дарить подарки друзьям, выполненными своими руками.

«Бусы на елку» (ручной труд)

«Ветка ели» (рисование)

«Елочка» (оригами)

«Новогодняя елочка» (ручной труд)

«Елочные игрушки» (ручной труд)

«Пригласительный билет на праздник» (аппликация)

«Дед Мороз и Снегурочка» (лепка)

«Дети зимой на прогулке» (макет-поделка из подручного материала)

«Физическая культура», «Здоровье»

Формировать мотивацию здорового образа жизни; развивать физические качества, умение играть в команде, действовать быстро и слаженно.

Беседа «Снег – это хорошо или плохо»

Игры-эстафеты с санками

Физкультурный досуг «Новогоднее путешествие»

«Музыка» формировать певческие навыки; продолжать знакомить с композиторами; развивать навыки танцевальных движений. Слушанье пьесы П.И.Чайковского «Времена года Январь», Времена года Декабрь»; С. Прокофьева «Зима»; М. Глинки «Дед Мороз»;

«Танец снежинок» музыка А. Жилина; «Новогодний хоровод» музыка Т. Попатенко; хоровод «К нам приходит Новый год» музыка В. Герчин;

Музыкальная игра «Не выпустим» музыка Т. Ломовой;

пение музыка М. Красева «Зимняя песенка»; «Елка» музыка Е. Тиличеевой.

Литература

  1. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» журнал Дошкольное воспитание № 6 – 2007.
  2. «Новогодние традиции» журнал Дошкольное воспитание № 12 – 2007.
  3. Третьякова Т.А., Суровцева С.Б., Кирьянова О.В. «Комплексные занятия» 6–7 лет, Окружающий мир, развитие речи.
  4. Рыжова Н.А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».