Урок окружающего мира "Органы дыхания"

Разделы: Начальная школа


Без воздуха ни одно живое существо, ни одно растение жить не могут. Дышать человек вынужден постоянно и дома, и в школе, и даже во сне. Круглые сутки человек вбирает в себя воздух и выпускает его наружу, то есть дышит. Дышат не только люди, но и животные, птицы, растения.

Наглядность и практика помогают лучше освоить новый материал. А тестовые задания – закрепить этот материал. «Смолоду закалиться – на весь век пригодится».

Цель: познакомить с органами дыхания.

Задачи:

  1. Развивать внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор и словарный запас.
  2. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физической культуре и спорту.
  3. Познакомить с органами дыхания, дать информацию о значении носа для защиты организма. Показать путь струи воздуха в организме человека.

Оборудование: таблицы, плакаты, муляжи, полиэтиленовый пакет, части человеческого тела, части скелета человека.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

  • Дидактическое упражнение «Собери фигуру человека»

Класс делится на команды. По сигналу дети по очереди подбегают к магнитной доске и собирают из частей фигуру человека.

  • Дидактическое упражнение «Травматолог»

Игра проводится аналогично.

III. Изучение нового материала

  • Подготовка к изучению нового

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем (воздух).

  • Беседа

Без воздуха ни одно живое существо, ни одно растение жить не могут. Дышать человек вынужден постоянно и дома, и в школе, и даже во сне. Круглые сутки человек вбирает в себя воздух и выпускает его наружу, то есть дышит. Дышат не только люди, но и животные, птицы, растения.

  • Органы дыхания – НОС

Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, – весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Вы делаете вдох и втягиваете ноздрями воздух, который попадает внутрь носа и пробегает по извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, которые быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Попробуй вытереть нос платком после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Так нос тщательно оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь.

Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке, даже в зимнее время года (морозный воздух успевает согреться и становится теплым). Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну а сторожевым постом организма нос называют потому, что он единственный из органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Почему? (ответы детей)

  • Органы дыхания – ТРАХЕЯ, БРОНХИ И ЛЕГКИЕ

Когда мы дышим, воздух через нос попадает в дыхательное горло – трахею. Она устроена довольно хитро. Когда ты что-нибудь глотаешь, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала ненароком в легкие. А когда ты делаешь вдох – закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие.

Но если вы вздумаете закричать или захохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не зарыться, крошка или капля попадет в трахею, и вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.

Трахея разветвляется на две широкие трубки – бронхи. Они ведут в правое и левое легкие.

Сами легкие похожи на две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков – альвеол – и тоненьких кровеносных сосудов.

При вдохе грудь поднимается, и легкие расширяются, а свежий воздух наполняет легочные пузырьки. Пробегающая по стенкам кровь жадно вбирает в себя содержащийся в воздухе кислород, чтобы затем разнести его по телу. В обмен кровь отдает альвеолам скопившуюся в ней углекислоту. Грудная клетка опускается, легкие сжимаются, и вы делаете выдох, удаляя углекислоту.

Поэтому необходимо чаще проветривать помещение.

IV. Разминка – Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай, (не перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать).
На математике считают,
На перемене (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты ж не (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно (руку).
Знай: закончился урок,
Когда услышал ты (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах (не кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья (нарушение слуха, повреждение голосовых связок)

V. Закрепление нового материала

  • Практическая работа

Возьмите полиэтиленовый пакет. Сначала вдохните в него воздух, а затем выдохните.

При вдохе легкие расширяются, как мешочек и сжимаются при выдохе.

Гигиена дыхания  

  • Нос можно закалять. Для этого нужно два раза в день промывать его соленой водой (на 1 стакан воды комнатной температуры – полчайной ложки соли).
  • Можно закапывать в нос настойку из чеснока, лука (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1 – 2 часа).
  • При чихании и кашле обязательно нужно пользоваться носовым платком, иначе в воздухе оказываются болезнетворные микробы, которые, попадая в легкие здорового человека, могут заразить его
  • Если простуду вовремя не лечить, то могут возникнуть осложнения: у человека заболят уши, легкие, сердце.
  • Чтобы не простудиться, нужно закаляться. После работы и занятий спортом не забывайте о водных процедурах.

ЗАПОМНИТЕ

  • При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию уха.
  • Нельзя пользоваться чужим носовым платком, он должен быть личным для каждого.
  • Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
  • Нельзя ковырять в носу пальцем и, тем более, острым предметом.

VI. Итог

  • Без чего не может жить человек и все живые организмы?
  • Назовите органы дыхания?
  • Назовите основные функции носа?
  • Почему нельзя разговаривать во время приема пищи?
  • Как надо закалять свой нос?
  • Какие основные правила надо запомнить?

VII. Домашнее задание

Нарисуйте, как вы представляете нос изнутри (функции носа).

Тестовые вопросы

  1. Какие органы изображены на рисунке. Напиши названия отдельных органов.

  2. Каково значение органов дыхания? Отметь.

    • Органы дыхания обеспечивают организм воздухом.
    • В органах дыхания переваривается пища.
    • В органах дыхания воздух согревается и очищается от пыли.
    • Органы дыхания выводят из организма отработанный воздух.
    • С помощью органов дыхания человек бегает.
  3. Как сохранить органы дыхания здоровыми? С помощью рисунка сформулируй правила охраны органов дыхания. Дополни, если знаешь другие правила.

  4. Послушай стихотворение. О каком правиле охраны здоровья говорится в нем?

    Нельзя человека закупоривать в ящик.
    Жилище проветривай лучше и чаще!
    Затхлым воздухом жизнь режем.
    Товарищи, отдыхайте на воздухе свежем!

  5. Какие заболевания органов дыхания наиболее часты? Ответить на вопрос поможет стихотворение. Подумай и ответь, чего испугался ребенок и почему не стал больше есть снег.

    Белый чистый снег идет.
    Попадает прямо в рот.
    Если только захочу,
    Снег весь разом проглочу.
    И тогда, что будет, братцы!
    На коньках не покататься,
    И в снежки не поиграть,
    И сугробов не видать,
    И на лыжах не побегать…
    Скучно будет всем без снега.
    И, поэтому, друзья,
    Снег не съем, пожалуй, я.
  6. Как человек узнает, что он простудился?

  7. В чем причина простудных заболеваний? Как уберечь себя от простуды? Укажи в таблице.

    Что приводит к простудным заболеваниям? Что убережет от простудных заболеваний?
  8. При простуде организм человека ослабевает и можно заразиться опасными болезными. Как называются эти болезни? (ОРЗ, грипп, ангина) Какие заразные болезни, связанные с простудой, тебе известны? Перечисли правила, которые могут уберечь человека от заражения этими болезнями.

  9. Назови средство, которое почти всегда оберегает человека от простуды. Правильность твоего ответа поможет проверить пословица: «Смолоду закалиться – на весь век пригодится». Объясни смысл этой пословицы.