ХОД УРОКА
1. Организационный этап
– Доброе утро, дети. Утро обязательно должно быть добрым и приятным. А чтобы весь день прошел хорошо, и решались успешно все дела, начинайте день с улыбки и с добрым сердцем. Доброго утра всем и прекрасного настроения! Начнём наш урок.
Мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»)
– Ребята, любите ли вы читать?
– Какой, по-вашему, должна быть очень хорошая
книга? (Она должна быть красочной, с красивыми
рисунками, интересной и поучительной.)
– А есть ли у кого-нибудь любимый литературный
герой, у которого можно поучиться чему-то
хорошему, с которым хотелось бы подружиться?
Речевая разминка «Вместо темы урока – вопрос!»
– Посмотрите на доску. На доске записаны слова: «Герой литературного произведения». Давайте попробуем задать вопросы к слову «герой».
Вопросы детей:
– Кто он?
– Их какого произведения?
– Как его зовут?
– Хорошие или плохие поступки совершает герой?
– Кому помогает герой?
– Кто помогает герою?
– Это главный герой?
– Как автор относится к герою?
– Чему можно поучиться у этого героя? и др.
– Молодцы, ребята. Вы задали очень хорошие вопросы. Как вы думаете, а какой вопрос для читателя самый важный? Правильно. Это вопрос «Чему можно поучиться у героя книги?» И этот вопрос станет темой нашего сегодняшнего урока. Итак, тема урока: «Чему учат нас герои детских книг?»
– Ребята, когда я училась в школе, у нас был замечательный вожатый. Он играл на гитаре и пел одну очень хорошую песню. В ней были такие слова:
Мы каждый день идем по жизни, веря в чудеса.
Но мы в дороге не одни.
Нам помогают делать наши добрые дела
Герои детских книг.
Научат нас не унывать и рук не опускать,
Встречать улыбкой новый день.
Расскажут нам все то, что так хотелось нам узнать.
А книги нам читать не лень.
– И взрослые, и дети – все мы можем поучиться чему-то хорошему у книжных героев и не повторять их ошибки в своей жизни.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– На этом уроке вы сможете проверить свои знания, оценить себя: «Что я умею? Что знаю?» И все вместе мы попытаемся ответить на вопрос нашего урока «Чему учат нас герои детских книг?»
3. Актуализация знаний учащихся. Выявление читательского опыта детей
Игра «Вспомни и назови»
– А сейчас, ребята, проверим, помните ли вы произведения, которые мы с вами читали на уроках литературного чтения в этом учебном году. Сможете ли вы узнать героев прочитанных книг? Знаете ли авторов этих произведений? Поиграем в игру «Вспомни и назови». А поможет вам правильно сформулировать свой ответ эта схема.
Герои рассказа | Заглавие | Фамилия автора |
– Герой этого рассказа «никогда не ел слив и
всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень
хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда
никого не было в горнице, он не удержался, схватил
одну сливу и съел».
– Мальчик Ваня – герой рассказа
«Косточка». Написал рассказ Л. Толстой.
– Герой этого рассказа «понял, как нужно ножик
терпению учить».
– Митя – герой рассказа «Торопливый ножик»,
который написал Е. Пермяк.
– Герои этого рассказа могли бы запустить в небо
змей. «Только чему-то они ещё не научились».
– Героев этого рассказа звали Боря, Семён и
Петя. Рассказ называется «Бумажный змей». Автор
рассказа - Е. Пермяк.
– Герой этого рассказа узнал от отца, что
«большому и сильному стыдно обижать маленьких и
слабых».
– Героя этого рассказа зовут Володя.
Рассказ называется «Играющие собаки». Автор
рассказа – К.Ушинский.
– Герой этого рассказа «решился отдать такую
ценную вещь, как самосвал, за какого-то червячка».
– Денис Кораблёв – главный герой рассказа В.
Драгунского «Он живой и светится».
– А над этим литературным героем гвозди просто
издеваются – «гвозди гнутся, гвозди мнутся, в
стенку не вбиваются».
– Серёжа. Так зовут героя стихотворения В.
Берестова «Серёжа и гвозди».
– Этот литературный герой приветствует из окна
прохожих, деловито сообщает одинокой девочке: «С
понедельника с утра будешь ты моя сестра»,
нянчит и развлекает младенцев на бульваре,
выясняет, отчего похудела черепаха, а придя в сад,
где убирают опавшие листья, повелевает ветру
сделать эту работу за ребят (и ветер его
слушается!)
– Героя стихотворений Агнии Барто зовут
«Вовка — добрая душа». А книга так и
называется «Вовка — добрая душа».
– Молодцы! Вы очень хорошо справились с
заданием.
– Скажите, дети, что у этих произведений общего? (Эти
произведения о детях)
– Чем они различаются? (Героями, жанром)
Работа с моделями, схемами
Дети называют фамилии писателей, поэтов, которые писали о детях и для детей, подбирают к каждой модели обложки произведения.
4. Физминутка
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах
– Сейчас каждая группа получит конверт с
заданием. Задания будут не только для всей
группы, но и для каждого ученика отдельно. Так же
в конверте находятся цветные карточки с
записанными пословицами, которые помогут вам,
ребята, выполнить задания и ответить на вопросы.
– При выполнении заданий я рекомендую вам
обращаться к учебнику, полистать страницы
учебника, посмотреть оглавление.
Задания для каждой группы:
1-ая группа |
Герой этого рассказа, ложась спать, рассказывал брату всё, что он делал, и всегда спрашивал: «Не потерянный у меня день»?
Минута час бережёт. Жизнь дана на добрые дела. Где труд, там и радость. Делу время, а потехе – час. Друзья познаются в беде.
|
2-ая группа |
Герой этого рассказа знает, «что учится он для себя. Но он и другим людям хочет помочь, а не только в школу ходить. Только ему говорят: «Ты ещё маленький». Ты подучись сначала. Потом нам поможешь как следует»
Учиться всегда пригодится. Чему Ваня не научился, тому Иван не выучится. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Чтение – вот лучшее учение.
|
3-я группа |
Герой этого рассказа «рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. Взрослым рожи строил. Коту усы выдёргивал. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго».
О человеке судят по делам. Как аукнется – так и откликнется. Что посеешь – то и пожнёшь. Сердце матери лучше солнца греет. Красив тот, кто красиво поступает.
|
4-ая группа |
Героине этой сказки подарили на день рождения скорлупу от ореха, мухомор и гнилую шишку.
Какой подарок – такой и отдарок. Как аукнется
– так и откликнется.
|
Дети выполняют задания в группах, обсуждают вопросы, выбирают ответы, работают с учебником.
6. Обобщение и систематизация знаний
Проверка выполнения заданий по группам.
– Все группы готовы? Хорошо. Проверим, как вы справились с заданиями. Назовите произведения.
1 группа: В. Осеева. Потерянный день.
2 группа: В. Голявкин. Про то, для кого Вовка
учится.
3 группа: Е. Пермяк. Самое страшное.
4 группа: С. Прокофьева. Сказка о том, что надо
дарить.
Чтение произведений
Дети выразительно читают тексты произведений, называют выбранные пословицы.
– Молодцы, ребята! Все группы верно назвали произведения, выбрали нужные пословицы. А читали – просто замечательно!
Ответы на вопросы.
– А сейчас я попрошу каждого из вас подумать и ответить на вопросы «Чему я научился? Что понял? Какой извлёк урок для себя?»
Ответы первоклассников:
– Каждый день учись чему-нибудь новому.
– Каждый день делай добрые дела.
– Время надо ценить.
– Учишься для СЕБЯ.
– Учишься для себя и для других тоже.
– Учишься для мамы с папой.
– Самое страшное – остаться одному.
– Плохо быть одному.
– Дари только то, что самому нужно.
– Учись признавать свои ошибки.
– Умей извиниться.
– Умей попросить прощения.
– Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы
поступали с тобой.
– Молодцы, ребята. Очень хорошо. Вы правы: герои книг учат нас принимать правильные решения. В героях книг, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать. Учимся у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
7. «Минутка-шутка»
Пришло время отдохнуть и улыбнуться. Я прочитаю вам замечательное стихотворение Л. Кудрявской «Я читаю!»
Я полдня читаю книгу.
Отдохнуть хочу – устал.
Я полдня читаю книгу –
Три страницы прочитал!
– Улыбнулись? Отдохнули? Молодцы!
8. Работа в паре. Речевая разминка «Всё в порядке»
– Книги о детях – это не только рассказы и сказки, но и , конечно, стихи. Я знаю, что вы очень любите стихотворение Э.Успенского «Всё в порядке». Многие из вас знают это стихотворение наизусть. Давайте прочитаем стихотворение по ролям.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.
– Может быть, дом не наш?
– Наш.
– Может, не наш этаж?
– Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!
– Молодцы!
9. Контроль усвоения материала. Самостоятельная работа в тетради
– Сделай модель обложки любимой книги о детях. Заполни схему.
10. Задание на дом. (Даются варианты свободного выбора)
- Взять в библиотеке книгу о детях, рассмотреть, прочитать и принести в школу.
- Составить список авторов произведений о детях и для детей. Расставить фамилии авторов по алфавиту. (Можно воспользоваться компьютером)
11. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Каждый из вас принимал активное участие в уроке. Как вы сами оцените свою работу? Заполните, пожалуйста, таблички (да / нет). Учащиеся заполняют таблички, высказываются.
Я умею называть правильно книгу. | Я знаю фамилии писателей. | Я выполнил все задания правильно. | Я работал в полную силу. | Я не всё понял, но я старался. |
– Продолжите предложения:
– Теперь я знаю…Теперь я умею…
12. Итог урока
– То, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми. Чтение книг — это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А «мостиком» при этой беседе является книга. Закончить наш урок я хочу словами обращения поэтов Н. Пикулевой и С. Михалкова к юным читателям:
Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки!
Хорошему учат любимые книжки!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!