Урок литературного чтения "Чему учат нас герои детских книг?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ХОД УРОКА

1. Организационный этап

– Доброе утро, дети. Утро обязательно должно быть добрым и приятным. А  чтобы весь день прошел хорошо, и решались успешно все дела, начинайте день с улыбки и с добрым сердцем. Доброго утра всем и прекрасного настроения! Начнём наш урок.

Мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»)

– Ребята, любите ли вы читать?
– Какой, по-вашему, должна быть очень хорошая книга? (Она должна быть красочной, с красивыми рисунками, интересной и поучительной.)
– А есть ли у кого-нибудь любимый литературный герой, у которого можно поучиться чему-то хорошему, с которым хотелось бы подружиться?

Речевая разминка «Вместо темы урока – вопрос!»

– Посмотрите на доску. На доске записаны слова: «Герой литературного произведения». Давайте попробуем задать вопросы к слову «герой».

Вопросы детей:

Кто он?
Их какого произведения?
Как его зовут?
Хорошие или плохие поступки совершает герой?
Кому помогает герой?
Кто помогает герою?
Это главный герой?
Как автор относится к герою?
Чему можно поучиться у этого героя? и др.

– Молодцы, ребята. Вы задали очень хорошие вопросы. Как вы думаете, а какой вопрос для читателя самый важный? Правильно. Это вопрос «Чему можно поучиться у героя книги?» И этот вопрос станет темой нашего сегодняшнего урока. Итак, тема урока: «Чему учат нас герои детских книг?»

– Ребята, когда я училась в школе,  у нас был замечательный вожатый. Он играл на гитаре и пел одну очень хорошую песню. В ней были такие слова:

Мы каждый день идем по жизни, веря в чудеса.
Но мы в дороге не одни.
Нам помогают делать наши добрые дела
Герои детских книг.

Научат нас не унывать и рук не опускать,
Встречать улыбкой новый день.
Расскажут нам все то, что так хотелось нам узнать.
А книги нам читать не лень.

– И взрослые, и дети – все мы можем поучиться чему-то хорошему у книжных героев и не повторять их ошибки в своей жизни.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

– На этом уроке вы сможете проверить свои знания, оценить себя: «Что я умею? Что знаю?»  И все вместе мы попытаемся ответить на вопрос нашего урока «Чему учат нас герои детских книг?»

3. Актуализация знаний учащихся. Выявление читательского опыта детей

Игра «Вспомни и назови»

– А сейчас, ребята, проверим, помните ли вы произведения, которые мы с вами читали на уроках литературного чтения в этом учебном году. Сможете ли вы узнать героев прочитанных книг? Знаете ли авторов этих произведений? Поиграем в игру «Вспомни и назови». А поможет вам правильно сформулировать свой ответ эта схема.

Герои рассказа Заглавие Фамилия автора

– Герой этого рассказа «никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу  и съел». 
Мальчик Ваня – герой рассказа «Косточка».  Написал  рассказ Л. Толстой.
– Герой этого рассказа «понял, как нужно ножик терпению учить».
Митя – герой рассказа «Торопливый ножик», который написал Е. Пермяк.
– Герои этого рассказа могли бы запустить в небо змей. «Только чему-то они ещё не научились».
Героев этого рассказа звали Боря, Семён и Петя. Рассказ называется «Бумажный змей». Автор рассказа - Е. Пермяк.
– Герой этого рассказа узнал от отца, что «большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых».
Героя этого рассказа зовут Володя.  Рассказ называется «Играющие собаки». Автор рассказа – К.Ушинский.
– Герой этого рассказа «решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за какого-то червячка».
Денис Кораблёв – главный герой рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
– А над этим литературным героем гвозди просто издеваются – «гвозди гнутся, гвозди мнутся, в стенку не вбиваются».
Серёжа. Так зовут героя стихотворения  В. Берестова  «Серёжа и гвозди».
– Этот литературный герой приветствует из окна прохожих, деловито сообщает одинокой девочке: «С понедельника с утра будешь ты моя сестра»,  нянчит и развлекает младенцев на бульваре, выясняет, отчего похудела черепаха, а придя в сад, где убирают опавшие листья, повелевает ветру сделать эту работу за ребят (и ветер его слушается!)
Героя стихотворений  Агнии Барто зовут «Вовка — добрая душа».  А  книга так и называется «Вовка — добрая душа».

– Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
– Скажите, дети, что у этих произведений общего? (Эти произведения о детях)
– Чем они различаются? (Героями, жанром)

Работа с моделями, схемами


Дети называют фамилии писателей, поэтов, которые писали о детях и для детей, подбирают к каждой модели обложки произведения.

4. Физминутка

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах

– Сейчас каждая группа получит конверт с заданием. Задания будут не только для всей группы, но и для каждого ученика отдельно. Так же в конверте находятся цветные карточки с записанными пословицами, которые помогут вам, ребята, выполнить задания и ответить на вопросы.
– При выполнении заданий я рекомендую вам обращаться к учебнику, полистать страницы учебника, посмотреть  оглавление.

Задания для каждой группы:

1-ая группа
  1. Назовите произведение.

Герой этого рассказа, ложась спать, рассказывал брату всё, что он делал, и всегда спрашивал: «Не потерянный у меня день»?

  1. Выберите пословицы, которые подходят к этому произведению:

Минута час бережёт. Жизнь дана на добрые дела. Где труд, там и радость. Делу время, а потехе – час. Друзья познаются в беде.

  1. Прочитайте выразительно.
2-ая группа
  1. Назовите произведение.

Герой этого рассказа знает, «что учится он для себя. Но он и другим людям хочет помочь, а не только в школу ходить. Только ему говорят: «Ты ещё маленький». Ты подучись сначала. Потом нам поможешь как следует»

  1. Выберите пословицы, которые подходят к этому произведению:

Учиться всегда пригодится. Чему Ваня не научился, тому Иван не выучится. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Чтение – вот лучшее учение.

  1. Прочитайте выразительно.
3-я группа
  1. Назовите произведение.

Герой этого рассказа «рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. Взрослым рожи строил. Коту усы выдёргивал. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.  Гордился, да недолго».

  1. Выберите пословицы, которые подходят к этому произведению:

О человеке судят по делам. Как аукнется – так и откликнется. Что посеешь – то и пожнёшь. Сердце матери лучше солнца греет. Красив тот, кто красиво поступает.

  1. Прочитайте выразительно.
4-ая группа
  1. Назовите произведение.

Героине этой сказки подарили на день рождения скорлупу от ореха, мухомор и гнилую шишку.

  1. Выберите пословицы, которые подходят к этому произведению:

Какой подарок – такой и отдарок. Как аукнется – так и откликнется.
Крепкую дружбу и водой не разольешь. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Вежливость открывает все двери.

  1. Прочитайте выразительно.

Дети выполняют задания в группах, обсуждают вопросы, выбирают ответы, работают с учебником.

6. Обобщение и систематизация знаний

Проверка выполнения заданий по группам.

– Все группы готовы? Хорошо. Проверим, как вы справились с заданиями. Назовите произведения.

1 группа: В. Осеева. Потерянный день.
2 группа: В. Голявкин. Про то, для кого Вовка учится.
3 группа: Е. Пермяк. Самое страшное.
4 группа: С. Прокофьева. Сказка о том, что надо дарить.

Чтение произведений

Дети выразительно читают тексты произведений,  называют выбранные пословицы.

– Молодцы, ребята! Все группы верно назвали произведения, выбрали нужные пословицы. А читали – просто замечательно!

Ответы на вопросы.

– А сейчас я попрошу каждого из вас подумать и ответить на вопросы «Чему я научился? Что понял? Какой извлёк урок для себя?»

Ответы первоклассников:

Каждый день учись чему-нибудь новому.
Каждый день делай добрые дела.
Время надо ценить.
Учишься для СЕБЯ.
Учишься для себя и для других тоже.
Учишься для мамы с папой.
Самое страшное – остаться одному.
Плохо быть одному.
Дари только то, что самому нужно.
Учись признавать свои ошибки.
Умей извиниться.
Умей попросить прощения.
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

– Молодцы, ребята. Очень хорошо. Вы правы: герои книг учат нас принимать правильные решения. В героях книг, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать. Учимся у героев прочитанных книг хорошим манерам  и хорошим поступкам.

7. «Минутка-шутка»

Пришло время отдохнуть и улыбнуться. Я прочитаю вам замечательное стихотворение Л. Кудрявской  «Я читаю!»

Я полдня читаю книгу.
Отдохнуть хочу   –  устал.
Я полдня читаю книгу –
Три страницы прочитал!

– Улыбнулись? Отдохнули? Молодцы!

8. Работа в паре.  Речевая разминка «Всё в порядке»

– Книги о детях – это не только рассказы и сказки, но и , конечно, стихи. Я знаю, что вы очень любите стихотворение Э.Успенского «Всё в порядке».  Многие из вас знают это стихотворение наизусть. Давайте прочитаем стихотворение по ролям.

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.
– Может быть, дом не наш?
– Наш.
– Может, не наш этаж?
– Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!

– Молодцы!

9. Контроль усвоения материала. Самостоятельная работа в тетради

– Сделай модель обложки любимой книги о детях. Заполни схему.

10. Задание на дом. (Даются варианты свободного выбора)

  1. Взять в библиотеке книгу о детях, рассмотреть, прочитать и принести в школу.
  2. Составить список авторов произведений о детях и для детей. Расставить фамилии авторов по алфавиту. (Можно воспользоваться компьютером)

11. Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Каждый из вас принимал активное участие в уроке. Как вы сами оцените свою работу?  Заполните, пожалуйста, таблички (да / нет). Учащиеся заполняют таблички, высказываются.

Я умею называть правильно книгу. Я знаю фамилии писателей. Я выполнил все задания правильно. Я работал в полную силу. Я не всё понял, но я старался.

– Продолжите предложения:
– Теперь я знаю…Теперь я умею…

12. Итог урока

– То, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми. Чтение книг — это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А «мостиком» при этой беседе является книга. Закончить наш урок я хочу словами обращения поэтов Н. Пикулевой и С. Михалкова к юным читателям:

Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки!
Хорошему учат любимые книжки!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!