Программа "Развитие кадрового потенциала образовательного учреждения"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Программа составлена на основе анализа актуального состояния уровня компетентности педагогического коллектива учреждения, а также последующей оценки перспектив его развития и призвана обеспечить повышение качества профессиональной деятельности. Содержание и общая направленность подпрограммы определяются современными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогических работников, зафиксированными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников» образования и прочих нормативных документах, регулирующих процесс внедрения ФГОС нового поколения на территории РФ.

Целью программы является формирование субъектной позиции педагогов по отношению к собственной профессиональной деятельности.

Цель достигается благодаря решению следующих задач:

  • информирование педагогов о современных тенденциях в системе образования (*внедрение ФГОС), возможностях повышения профессиональной квалификации (*курсовая подготовка);
  • включение педагогов в проектную деятельность;
  • формирование «внутренней» мотивации к профессиональному саморазвитию;
  • изменение установок и ожиданий членов педагогического коллектива по отношению к их роли в системе образовательного учреждения;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы (профессионального сообщества);
  • содействие процессу профессиональной и психологической адаптации новых членов педагогического коллектива.

Принципами организации деятельности в рамках программы можно считать следуюшие:

  • рефлексивность;
  • активность;
  • личностная значимость;
  • ценностная ориентированность;
  • практическая направленность;
  • диалогичность.

Реализация программы предусматривает применение технологий, позволяют комплексно решать вышеперечисленные задачи (приложение 1):

  • проблеморазрешающий тренинг «Круги сообщества»;
  • сетевое взаимодействие;
  • проектирование;
  • «группы встреч» (групповая супервизия).

Содержание программы (мероприятия/действия) представлено в таблице 1 (приложение 2).

Ожидаемые результаты

1. Системные эффекты:

  • перспективный системный анализ образовательного пространства учреждения;
  • актуализация ценностных ориентиров профессионального сообщества;
  • организация единой методической «сети» учреждения;
  • разработка системы работы по повышению квалификации педагогических кадров ОУ;
  • разработка интеллектуальной продукции, соответствующей потребностям учреждения (раздел основной образовательнй программы школы, авторские программы учебных курсов, рабочие программы по предметам, методических/дидактических материалов различного рода);
  • стимулирование научно-методической деятельности внутри учреждения (создание творческих/ проблемных групп);

2. Эффекты саморазвития педагогов:

  • определение концептуальных основ индивидуальной профессиональной деятельности;
  • развитее индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • повышение качества содержания педагогического портфолио.

3. Образовательный эффект:

  • позитивная динамика развития учащихся

Критерии эффективности реализации программы:

  • количество и качество результатов деятельности педагогов, составляющих основу педагогического портфолио;
  • количество и качество методических и дидактических разработок педагогов;
  • изменения показателей локуса субъективного контроля участников в сторону интернальности.

Диагностический инструментарий:

  • Методика оценки уровня субъективного контроля по шкале Дж.Роттера (адаптация оригинальной методики в авторстве Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М., институт им.Бехтерева);
  • Самоактуализационный тест (САТ), авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз;
  • Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами беседы).
  • Cамооценка особенностей индивдуального стиля педагогической деятельности (анкета).

Условия реализации программы.

1. Финансово-экономические:

  • средства на повышение квалификации (обучение) педагогического персонала;
  • средства на стимулирование персонала;
  • средства на техническое обеспечение разработки проектной продукции;
  • средства на оплату труда руководителя подпрограммы.

2. Кадровые:

  • руководитель (организатор и координатор проектной деятельности педагогов);
  • методический консультант;
  • технический консультант (руководитель медиа-центра);
  • заведующий библиотекой.

3. Информационно-методические:

  • свободный доступ к информационным Интернет-ресурсам;
  • организация подписки на предметно-методические издания.

4. Материально-техническое обеспечение:

  • наличие свободного доступа к ПК;
  • свободный доступ в Интернет в здании ОУ;
  • наличие беспроводной сети на территории ОУ;
  • наличие единой локальной внутренней сети ОУ;
  • достаточное количество электронных носителей информации.