Изложение – это определённый способ письменного пересказа исходного текста. Этот учебный жанр можно обогатить, если ввести в изложение элементы сочинения. Вариантов работы с этим типом изложения в начальной школе может быть много. Вот некоторые из них:
- придумать развязку описываемого события. Это незавершённые тексты, которые школьник должен “досочинить” сам. Для этого нужны такие тексты, о которых с большой степенью вероятности можно предположить, что они неизвестны школьникам. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения.
- придумать начало изложения. Дан текст, в котором нет первых предложений. Из них должно быть ясно, о ком и о чём говорится, где и когда произошёл случай.
- написать среднюю часть.
- изложить текст от имени другого лица.
- ввести в текст элементы описания (внешности, времени, места, события)
- рассуждение по затронутому в тексте вопросу.
- когда основное задание “перескажи текст” сопровождается заданием типа “вырази своё отношение...”, “ изложи своё мнение...”.
- “я начну, а ты продолжи...” (проба поэтического пера)
В зависимости от задания оригинальный текст учащегося или вписывается в структуру исходного текста при пересказе, или продолжает основной текст изложения, или представляет собой отдельную самостоятельную часть работы. Дополнение к изложению в виде сочинения - это самостоятельный анализ прослушанного и пересказанного текста. Дополнение требует развитого чувства стиля и умения проникнуть в подтекст, понять глубину писательской мысли, найти опору в тех словах, словосочетаниях, предложениях, в которых проявляется основная мысль. Характер выполнения задания (объём, жанр, тип речи и др.) избирается самим учащимся. В зависимости от задания сочинение ученика может быть разным по сложности и объёму и представляет собой:
- элементарный ответ на вопрос в виде двух-трёх предложений;
- небольшое описание интересного для учащегося и важного для понимания проблемы объекта;
- небольшое рассуждение по проблеме, затронутой автором исходного текста;
- небольшое повествование, являющееся доказательством своей точки зрения;
- несколько тезисов (от двух и более) аргументированного плана, подтверждающих согласие или несогласие с позицией автора исходного текста;
- развёрнутое исчерпывающее рассуждение с обозначением проблемы, поднятой в исходном тексте.
Эта работа не должна никак направляться учителем. Школьникам ничего не предлагается, не подсказывается и тем более не навязывается. Авторское завершение текста или другие формы ответов сообщаются детям только на этапе анализа работ. От учащегося совсем не требуется, чтобы их ответы совпадали с текстом оригинала. Иногда молодые авторы раскрывают по сравнению с авторской концовкой, интересные и ценные аспекты ситуации, делают другие, не менее верные выводы.
Главная трудность при подготовке изложения с элементами сочинения – подбор текста. Поэтому возникает необходимость определить качественные характеристики текста, предполагающего дополнения:
- текст должен быть органическим компонентом системы учебных текстов, ориентированных на программный материал, на школьников определённой возрастной группы, на целостное усвоение текстовой информации, характеризоваться новизной и проблемностью;
- в тексте присутствуют два пласта информации: поверхностный (точный, образный, одинаково понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый пласт, который возникает из-за того, что автор преднамеренно или случайно допускает пропуск в изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст. Именно глубинный пласт текста активизирует мыслительную деятельность, образы памяти и воображение ребят, пробуждает их к поиску новых знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
- текстовая информация должна соединять то, что редко сочетается вне данного речевого произведения, в нём заложены неожиданное наложение планов, “смена голосов”, персонажей.
Следующий этап работы – сопоставление ответов школьников друг с другом и с текстом оригинала. Он имеет огромный развивающий потенциал, и его реализация целиком зависит от мастерства и такта учителя. Создание собственных частей изложения, которое ставит школьников перед необходимостью самостоятельного решения поставленных задач, гораздо больше способствует их духовному росту, чем обычные работы, основанные на восприятии готового содержания. А для учителя такие работы дают яркую картину уровня интеллектуального, нравственного и речевого развития каждого из учеников. При желании и умении учителя обсуждение этих работ может стать настоящей школой культуры речевого общения. Беседа с детьми показала, что такое задание вызывает большой интерес и к самой работе, и к ответам друг друга.
Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:
- соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;
- выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;
- достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;
- адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;
- точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.
Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.
Успех работы над изложением с элементами сочинения определяется тем, какая подготовительная работа к изложению проводится учителем. На подготовительных уроках следует создать психологический настрой на предстоящую творческую работу. Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. При обучении изложению с элементами сочинения различают следующие виды работ:
- воспроизведение прочитанного по вопросам;
- связный пересказ прочитанного;
- придумывание заглавий;
- составление плана к прочитанному;
- дополнение, продолжение, вставка эпизодов, творческие работы по прочитанному.
Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.
Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.
Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:
Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.
“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.
Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай...”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду...”.
Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”
На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.
Известно, что внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Чтобы помочь школьнику развить своё внимание, память, научить быстро запоминать и воспроизводить большое количество слов и предложений, учитель при обучении написанию изложения может использовать приём активного слушания. Вот как построена классическая схема обучения изложению:
- учитель читает текст
- ученики составляют план, записывают опорные слова по памяти
- устное изложение по плану выполняет один или несколько учеников
- ученики приступают к самостоятельной работе над изложением в черновике
- учитель повторно читает текст
- ученики вносят дополнения и записывают изложение в тетрадь
Такая схема – ловушка для учеников с неразвитой памятью и недостаточным вниманием. Для этих учеников и используется приём активного слушания, предполагающего использование памяток. Детям с развитой речью можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки). Этот приём развивает память, внимание, мышление. Ученики, прошедшие обучение по памяткам – зарисовкам, быстро осваивают технику написания изложения и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения. Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками, выбран следующий алгоритм обучения изложению:
- возьми черновик и простой карандаш
- начинай активно слушать с первого чтения текста учителем
- слова – памятки каждого предложения записывай
- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений
- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста
- помоги себе рисунками или схемой, сделав их на обратной стороне листа
- из слов составь все предложения
- активно слушай второе чтение текста, вноси изменения и дополнения на оставленной первой строчке
- закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке
- прочитай написанное, исправь ошибки
- запиши изложение в тетрадь
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение “разрезанное предложение”, “от слова к рассказу”, “картинка – слово – рассказ”. Вы почувствуете, когда можно легко и доступно перейти к написанию изложения с элементами сочинения. В результате нет боязни не справиться с изложением, работа идёт легко и увлекательно.
На подготовительных уроках по написанию изложения с элементами сочинения нужно обратить особое внимание на ту часть работы, которая следует после изложения. Создавая небольшое сочинение, ученик должен подумать, как начать текст, как выразить в нём свою точку зрения, своё мнение, чувства. С этой целью можно предложить ученикам памятку (она составляется совместно с учащимися), включающую те слова, сочетания слов, речевые обороты, которые помогут высказать своё отношение. Например:
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора...
- Мне близка мысль о том что...
- Я согласен с тем, что...
- На мой взгляд...
- По-моему...
- По моему мнению...
Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.
Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный ли воображаемый читатель, поэтому должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога. План письменного изложения с элементами сочинения может быть такой:
- постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста
- чтение текста
- беседа
- план (составляется школьниками)
- языковая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). В старых методиках рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его записи. В новых – не рекомендуется из опасения, что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих
- составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром
- самопроверка, саморедактирование
К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.
В работе над изложением с элементами сочинения есть свои правила. Целесообразно школьникам предложить следующую памятку:
- мобилизовать свою память
- рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование
- попытаться представить себе своих читателей
- подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана, следить за почерком, орфографией
- стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления
- продумать ту часть работы, которую надо сочинить самому
- делить текст на абзацы, делая “красную строку”
- проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обратиться к учителю
Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.
Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).
Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”
Цель: Написать изложение и придумать конец.
Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:
- как можно озаглавить текст?
- на сколько частей можно разделить?
- как озаглавим каждую часть?
- составление плана, опорных слов
План | Опорные слова |
1 Собака на плоту | Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль |
2. Животное накормили | Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же |
3. История собаки |
- какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)
- запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.
В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.
Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.
Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.
Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”
Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку
Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья...” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.
Составление плана, опорных слов.
План | Опорные слова |
1. Мальчики собрались в лес | пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман |
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? | маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем |
3. Мёд в кармане | пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья... |
4. Чтоже дальше? |
Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.
Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.
Тема: Изложение – сочинение “Муравей”
Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека
Сообщение детям темы, цели урока, настрой на активное слушание, чтение текста. “Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день тащил он ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: “Гляди-ка, ягода”. Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю: “Поди прочь, привык на готовенькое!” Засунул ягоду в рот и пошагал дальше”. А. Приставкин. Муравей.
Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:
Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?
Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?
Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.
Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.