Мероприятие по художественной литературе "Петушок, петушок, золотой гребешок" для детей 3–4 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора: потешками, прибаутками.

Задача:

  • Обучающая: Учить следить за развитием действия в потешках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки), передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.
  • Развивающая: Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к художественному слову.
  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к книге.

Средства деятельности:

– наглядность (иллюстрации к потешкам);
– организация выставки (подборка книг по теме);
– игровой материал (игрушки, кошка, гусь, петушок. котик);
– предварительная работа (постройка детьми из мелкого конструктора: печка; башенка; мельница).

Методы и приемы: Художественное слово; игровой; вопросы к детям; социо-игровой (деление на пары); беседа; рассказывание потешек.

Формы организации: групповая, объединение в парах.

Ход мероприятия

(Воспитатель подходит к группе детей в руках красочно оформленная книга потешек “Ладушки-ладошки”.)

Воспитатель: Дети, я сегодня купила очень красочную и думаю, что очень интересную книгу называется она “Ладушки-ладошки”.

Как вы думаете, кто в ней живет?

Дети: красивые картинки;

Воспитатель: В этой книге живет много красивых и замечательных стихов. А называются они – потешками.

Вот послушайте:

“Наши детишки в дому, что оладушки в меду, что оладушки в меду, сладки яблочки в саду” Вот как ладно, да складно я про вас сказала. А какие вы знаете потешки? (Дети рассказывают знакомые потешки, вспоминают про петушка.)

Дети:

Петушок, петушок, золотой гребешок.
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь? Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь.

Воспитатель: Кукареку! Петушок нас услышал, крыльями захлопал, к себе зовет. Где ты Петя – петушок ярко красный гребешок?

(Дети ищут петушка по группе.)

Воспитатель: Петушок услышал, как его хвалят.

Он очень любит когда его хвалят.

А вы любите, когда хвалят вас?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда найдите самого хорошего, да пригожего друга для себя. Возьмите за руки, посмотрите в глазки друг другу. Договоритесь, кто из вас будет петушком, а кто будет хвалить.

(дети рассказывают потешку: “Петушок, петушок золотой гребешок друг другу в парах.)

Воспитатель: Молодцы, как красиво вы друг друга похвалили. А что же петушок ответил?

Дети: Кукареку!

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Пора вставать, солнышко будить.

Воспитатель: Покажите друг другу как вы проснулись:

Пальчиковая игра “С Добрым утром”.

Дети: С добрым утром глазки вы проснулись?

– Мы проснулись.

С добрым утром ушки вы проснулись?

– Мы проснулись

С добрым утром ручки вы проснулись?

– Мы проснулись.

С добрым утром ножки вы проснулись?

– Мы проснулись.

С Добрым утром солнце, я проснулся (лась)!

(Дети тянут руки вверх к солнышку.)

Воспитатель: Дети, а наш петушок вдруг что-то загрустил? Почему?

Дети: Он один, ему скучно.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Позвать с собой, найти друга.

Воспитатель: А кто может быть его другом?

Дети: Курочка, кошечка, цыпленок.

Воспитатель: Гусь может быть его другом?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему?

Дети: Петушок и гусь тоже похожи. Это домашние птицы.

Воспитатель: Молодцы, я знаю про него интересную потешку.

(Дети присаживаются на ковер. воспитатель читает потешку про гуся. В руках у него красочно-иллюстрированная книга.)

Воспитатель:

Вот так чудо чудеса.
Калики – малики
Гусь купил сандалики.
Ходит шапка набекрень.
Похваляется весь день.
В серенькой поддевочке.
Сумка на веревочке.
“Посмотрите, я каков-
Первый между женихов!”
А народ смеется –
Гусь-то задается.

Воспитатель: Вот так гусь, надел сандалики и хвалится!

А какой гусь в потешке?

Дети: Важный; красивый;

Воспитатель: Интересно, а куда он пойдет?

Дети: В гости; гулять; к своей подружке.

Воспитатель: А сегодня на улице зима? В чем он пойдет?

Дети: В валенках.

Воспитатель: А в чем еще можно на ногах зимой ходить?

Дети: В сапожках, в теплых ботинках.

Воспитатель: А осенью?

Дети: В резиновых сапожках.

Воспитатель: Почему?

Дети: Осенью идет дождь, на улице сыро.

Воспитатель: Молодцы теперь наш гусь будет знать, когда какую обувь надевать.

Воспитатель: Быстро по дорожке шагают наши ножки.

(дети идут по группе, их встречает кисонька – мурысонька у мельницы.)

Воспитатель: А вот и наша кисонька – мурысонька,

Такая довольная, да счастливая.

Давайте спросим, где же она была?

Дети: Кисонька– мурысонька ты где была?

Воспитатель за кисоньку: На мельнице.

Дети: Кисонька – мурысонька что ты там делала?

Воспитатель: Муку молола.

Дети: Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?

Воспитатель: Прянички.

Дети: С кем прянички ела?

Воспитатель: Одна.

Дети: Не ешь одна, не ешь одна.

(Грозят пальчиком.)

Воспитатель: А как ласково в потешке называют кошечку?

Дети: Кисонька– мурысонька.

Воспитатель: Кисонька– мурысонька спрашивает, где же мой котик – коток серенький лобок?

Дети: Он на печку пошел.

(Дети находят котика лежащего на печке, и присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: Расскажите мне про котика

(Дети рассказывают потешку: “Кот на печку пошел…”.)

Дети:

“Кот на печку пошел
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся
Коту в лапки не дают”

Воспитатель: Что в начале сделал кот?

Дети: На печку пошел.

Воспитатель: Что дальше случилось?

Дети: Горшок нашел.

Воспитатель: Какие калачи?

Дети: Как огонь горячи.

Воспитатель: Что дальше котик увидел?

Дети: Пряники пекутся.

Воспитатель: А что же пряники?

Дети: Коту в лапки не дают.

Воспитатель: Что котику надо сделать?

Дети: Подождать пока остынут.

Воспитатель: Вдруг котик слышит….

Ребята, а вы слышите? (Дети прислушиваются.)

Воспитатель: Хрум, хрум, хрум, хрум.

Это что еще за шум?

Дети:

Это мышка в норке –
Ест хлебные корки.

Воспитатель: Смотрит Васька-кот, да тут не одна мышка.

“Я маленькая мышка, я вовсе не трусишка,
Становитесь в хоровод, все вы мыши а…. кот”

(Воспитатель “волшебной” стрелочкой выбирает на роль кота любого ребенка.)

Игра “Мыши водят хоровод”.

(Дети становятся в хоровод, выбранному ребенку одевается шапочка кота.)

Дети:

Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот.
Разобьет весь хоровод.

(Дети-мышки разбегаются по группе, кот старается их поймать.)

Воспитатель: Вот как здорово поиграли с котом Васькой.

Рефлексия:

– С какими потешками мы сегодня познакомились?
– Дети, где мы сегодня побывали, кого повидали?
– А что вам понравилось больше всего?

(Дети рассказывают, где они были, кого видели и кто им понравился больше всего.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, в этой корзиночке собрались все знакомые герои потешек им так не хочется расставаться. Куда их поселим?

Дети: Пусть живут в корзиночке.

Воспитатель: В корзиночке им будет тесно, неудобно.

Куда еще их можно пригласить жить?

Дети: В домик-теремок.

Воспитатель: Ой и правда давайте в теремочек их заселим.

(Дети размещают героев потешек в теремочке.
Непосредственно образовательная деятельность плавно переходит в самостоятельную театрализованную деятельность детей)

Список литературы.

  1. “Два веселых гуся” (серия Потешки для детей 2010 год.)
  2. “Прибаутки для малютки” 2011 год.
  3. “Саночки” (Потешки 2005 год.)
  4. “Три – татушки, три-та-та… (серия Потешки для детей 2012 год.)
  5. “Ладушки-ладошки” (стихи; песенки; потешки; для малышей Москва-оникс 2010 год.)
  6. “Шли с базара индюки” (Потешки для маленьких 2012 год.)