Цель:
Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора: потешками, прибаутками.
Задача:
- Обучающая: Учить следить за развитием действия в потешках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки), передавать словами, действиями, жестами содержание произведения.
- Развивающая: Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к художественному слову.
- Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к книге.
Средства деятельности:
– наглядность (иллюстрации к потешкам);
– организация выставки (подборка книг по теме);
– игровой материал (игрушки, кошка, гусь, петушок. котик);
– предварительная работа (постройка детьми из мелкого конструктора: печка;
башенка; мельница).
Методы и приемы: Художественное слово; игровой; вопросы к детям; социо-игровой (деление на пары); беседа; рассказывание потешек.
Формы организации: групповая, объединение в парах.
Ход мероприятия
(Воспитатель подходит к группе детей в руках красочно оформленная книга потешек “Ладушки-ладошки”.)
Воспитатель: Дети, я сегодня купила очень красочную и думаю, что очень интересную книгу называется она “Ладушки-ладошки”.
Как вы думаете, кто в ней живет?
Дети: красивые картинки;
Воспитатель: В этой книге живет много красивых и замечательных стихов. А называются они – потешками.
Вот послушайте:
“Наши детишки в дому, что оладушки в меду, что оладушки в меду, сладки яблочки в саду” Вот как ладно, да складно я про вас сказала. А какие вы знаете потешки? (Дети рассказывают знакомые потешки, вспоминают про петушка.)
Дети:
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь? Громко песни поешь?
Деткам спать не даешь.
Воспитатель: Кукареку! Петушок нас услышал, крыльями захлопал, к себе зовет. Где ты Петя – петушок ярко красный гребешок?
(Дети ищут петушка по группе.)
Воспитатель: Петушок услышал, как его хвалят.
Он очень любит когда его хвалят.
А вы любите, когда хвалят вас?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда найдите самого хорошего, да пригожего друга для себя. Возьмите за руки, посмотрите в глазки друг другу. Договоритесь, кто из вас будет петушком, а кто будет хвалить.
(дети рассказывают потешку: “Петушок, петушок золотой гребешок друг другу в парах.)
Воспитатель: Молодцы, как красиво вы друг друга похвалили. А что же петушок ответил?
Дети: Кукареку!
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Пора вставать, солнышко будить.
Воспитатель: Покажите друг другу как вы проснулись:
Пальчиковая игра “С Добрым утром”.
Дети: С добрым утром глазки вы проснулись?
– Мы проснулись.
С добрым утром ушки вы проснулись?
– Мы проснулись
С добрым утром ручки вы проснулись?
– Мы проснулись.
С добрым утром ножки вы проснулись?
– Мы проснулись.
С Добрым утром солнце, я проснулся (лась)!
(Дети тянут руки вверх к солнышку.)
Воспитатель: Дети, а наш петушок вдруг что-то загрустил? Почему?
Дети: Он один, ему скучно.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Позвать с собой, найти друга.
Воспитатель: А кто может быть его другом?
Дети: Курочка, кошечка, цыпленок.
Воспитатель: Гусь может быть его другом?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Петушок и гусь тоже похожи. Это домашние птицы.
Воспитатель: Молодцы, я знаю про него интересную потешку.
(Дети присаживаются на ковер. воспитатель читает потешку про гуся. В руках у него красочно-иллюстрированная книга.)
Воспитатель:
Вот так чудо чудеса.
Калики – малики
Гусь купил сандалики.
Ходит шапка набекрень.
Похваляется весь день.
В серенькой поддевочке.
Сумка на веревочке.
“Посмотрите, я каков-
Первый между женихов!”
А народ смеется –
Гусь-то задается.
Воспитатель: Вот так гусь, надел сандалики и хвалится!
А какой гусь в потешке?
Дети: Важный; красивый;
Воспитатель: Интересно, а куда он пойдет?
Дети: В гости; гулять; к своей подружке.
Воспитатель: А сегодня на улице зима? В чем он пойдет?
Дети: В валенках.
Воспитатель: А в чем еще можно на ногах зимой ходить?
Дети: В сапожках, в теплых ботинках.
Воспитатель: А осенью?
Дети: В резиновых сапожках.
Воспитатель: Почему?
Дети: Осенью идет дождь, на улице сыро.
Воспитатель: Молодцы теперь наш гусь будет знать, когда какую обувь надевать.
Воспитатель: Быстро по дорожке шагают наши ножки.
(дети идут по группе, их встречает кисонька – мурысонька у мельницы.)
Воспитатель: А вот и наша кисонька – мурысонька,
Такая довольная, да счастливая.
Давайте спросим, где же она была?
Дети: Кисонька– мурысонька ты где была?
Воспитатель за кисоньку: На мельнице.
Дети: Кисонька – мурысонька что ты там делала?
Воспитатель: Муку молола.
Дети: Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?
Воспитатель: Прянички.
Дети: С кем прянички ела?
Воспитатель: Одна.
Дети: Не ешь одна, не ешь одна.
(Грозят пальчиком.)
Воспитатель: А как ласково в потешке называют кошечку?
Дети: Кисонька– мурысонька.
Воспитатель: Кисонька– мурысонька спрашивает, где же мой котик – коток серенький лобок?
Дети: Он на печку пошел.
(Дети находят котика лежащего на печке, и присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: Расскажите мне про котика
(Дети рассказывают потешку: “Кот на печку пошел…”.)
Дети:
“Кот на печку пошел
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся
Коту в лапки не дают”
Воспитатель: Что в начале сделал кот?
Дети: На печку пошел.
Воспитатель: Что дальше случилось?
Дети: Горшок нашел.
Воспитатель: Какие калачи?
Дети: Как огонь горячи.
Воспитатель: Что дальше котик увидел?
Дети: Пряники пекутся.
Воспитатель: А что же пряники?
Дети: Коту в лапки не дают.
Воспитатель: Что котику надо сделать?
Дети: Подождать пока остынут.
Воспитатель: Вдруг котик слышит….
Ребята, а вы слышите? (Дети прислушиваются.)
Воспитатель: Хрум, хрум, хрум, хрум.
Это что еще за шум?
Дети:
Это мышка в норке –
Ест хлебные корки.
Воспитатель: Смотрит Васька-кот, да тут не одна мышка.
“Я маленькая мышка, я вовсе не трусишка,
Становитесь в хоровод, все вы мыши а…. кот”
(Воспитатель “волшебной” стрелочкой выбирает на роль кота любого ребенка.)
Игра “Мыши водят хоровод”.
(Дети становятся в хоровод, выбранному ребенку одевается шапочка кота.)
Дети:
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши не шумите.
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот.
Разобьет весь хоровод.
(Дети-мышки разбегаются по группе, кот старается их поймать.)
Воспитатель: Вот как здорово поиграли с котом Васькой.
Рефлексия:
– С какими потешками мы сегодня познакомились?
– Дети, где мы сегодня побывали, кого повидали?
– А что вам понравилось больше всего?
(Дети рассказывают, где они были, кого видели и кто им понравился больше всего.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, в этой корзиночке собрались все знакомые герои потешек им так не хочется расставаться. Куда их поселим?
Дети: Пусть живут в корзиночке.
Воспитатель: В корзиночке им будет тесно, неудобно.
Куда еще их можно пригласить жить?
Дети: В домик-теремок.
Воспитатель: Ой и правда давайте в теремочек их заселим.
(Дети размещают героев потешек в теремочке.
Непосредственно образовательная деятельность плавно переходит в самостоятельную
театрализованную деятельность детей)
Список литературы.
- “Два веселых гуся” (серия Потешки для детей 2010 год.)
- “Прибаутки для малютки” 2011 год.
- “Саночки” (Потешки 2005 год.)
- “Три – татушки, три-та-та… (серия Потешки для детей 2012 год.)
- “Ладушки-ладошки” (стихи; песенки; потешки; для малышей Москва-оникс 2010 год.)
- “Шли с базара индюки” (Потешки для маленьких 2012 год.)