Литературная игра "Знатоки басен"

Разделы: Литература


Цель: прививать навыки выразительного чтения, развивать интерес к басням.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, презентация с иллюстрациями к басням, лист оценки для жюри.

1. Конкурс “Представление и приветствие”.

Каждая команда представляет свое название, связанное с баснями.

2. Конкурс “Разминка” (1 балл за правильный ответ).

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. В случае если первая команда не знает ответа, отвечает другая команда.

1. Дайте определение басни. (Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера.)

2. Подберите синонимы к термину “аллегория”. (Иносказание, эзопов язык.)

3. Что такое мораль басни? (Поучение, которое дается в ее начале или конце.)

4. Кого Крылов в басне назвал вещуньей? (Ворону из басни “Ворона и Лисица”.)

5. Кого Крылов называет .. .попрыгуньей? (Стрекозу – “Стрекоза и Муравей”.)

6. .. .проказницей? (Мартышку – “Квартет”.)

3. Конкурс “Кто говорит?”

Команды должны назвать, кто и в какой басне произносит эти слова. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла за полный ответ, 1– за неполный

1. Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей! (Стрекоза, “Стрекоза и Муравей”.)

2. Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен – ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь. (Лисица, “Лисица и Виноград”.)

3. Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. (Обезьяна, “Зеркало и Обезьяна”.)

4. Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что не знаком Ты с нашим Петухом: Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился. (Осел, “Осел и Соловей”.)

5. Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали? (Листья, “Листы и Корни”.)

6. А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет… (Механик, “Ларчик”)

Ведущий. Героями басен Крылова обычно бывают животные, но под образами зверей и птиц мы угадываем людей, узнаем человеческие отношения. У каждого героя басни свой характер и, может быть, свой порок, который они позаимствовали у людей, и с узнаваемыми чертами характера они встречаются в разных баснях. Попробуйте их узнать.

4. Конкурс “Узнай героя”.

Командам выдаются карточки с заданием: по перечню характерных поступков и черт узнать персонажа многих басен.

Карточка для команды № 1. Этот герой всегда умеет извлечь выгоду из сложившейся ситуации: то хитростью, то обманом добивается своего. Благодаря своей изворотливости, лицемерию и плутовству, всегда близок к тем, у кого власть. Занимает важные посты в царстве зверей и бессовестно пользуется своим положением Иногда этот герой все равно попадает впросак, но и в такой ситуации находит оправдание своей неудаче. (Это Лисица . “Ворона и Лисица”, “Добрая Лисица”, “Лисица и Виноград” и других.)

Карточка для команды № 2. Этот герой славится упрямством и глупостью, это воплощение невежды. Причем невежество его чаще всего связывается с искусством. Ему непременно хочется иметь хоть какое-то отношение к искусству – прежде всего к музыке и поэзии. Здесь он считает себя просто экспертом. Он то оценивает пение самой знаменитой певчей птички – Соловья, то сам пытается петь и играть на музыкальном инструменте, при этом проявляя завышенную самооценку и самодовольство. (Это Осел. “Осел и Coловей”, “Квартет” и других.)

Карточка для команды № 3. Этот герой импульсивен, считает правильным только свое мнение и указывает другим, как лучше поступать; делает выводы о вещах, не зная цены им. (“Мартышка и очки”, “Мартышка и Зеркало”, “Квартет”.)

5. Конкурс “Инсценировка”.

Команды показывают домашнее задание: инсценировку басни Крылова. Оценивается выразительное чтение наизусть, артистичность, оригинальность, творчество, костюмы. (Басни “Два мальчика”, “Волк и Ягненок”, “Разборчивая невеста” или по выбору учащихся.)

6. Конкурс “Угадай басню по иллюстрации”.

Команды смотрят иллюстрации из презентации (Приложение 1. Презентация), друг за другом называют басни, если одна команда не отвечает, у второй есть возможность заработать дополнительный балл за правильный ответ на вопрос соперника.

Конкурс для зрителей “Крылатые выражения” проводится во время конкурса “Отыщи пару” для команд. Многие выражения из басен Крылова стали пословицами. Зрители каждой команды по очереди называют крылатые выражения, зарабатывая дополнительные очки для команды. (Например: Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался; Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку; Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет; Спой, светик, не стыдись; У сильного всегда бессильный виноват...)

7. Конкурс “Отыщи пару”. Командам выдаются карточки с именами героев басен. Нужно сложить верные пары.

Федя Сеня
Свинья Дуб
Моська Слон
Повар Кот
Ворона Лисица
Ягненок Волк
Кукушка Петух
Щука Кот
Фока Демьян
Мартышка Медведь
Муха Бык

8. Конкурс “О ком речь?” 2 балла за полный ответ (басня и герой), 1– за неполный.

Команды должны угадать, о каком герое басни говорится в следующих строчках:

1. Он порча, он чума, он язва здешних мест! (Кот Васька из басни “Кот и Повар”.)

2. Защелкал, засвистал, На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. (Соловей из басни “Осел и Соловей”.)

3.“Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?” (Листья из басни “Листы и Корни”.)

4. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона из басни “Ворона и Лисица”.)

5. Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. (Механик из басни “Ларчик”.)

6. Мы те,– им снизу отвечали,– Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? (Корни из басни “Листы и Корни”.)

7. “Ведь это дереву вредит,– Ей с Дубу Ворон говорит,– Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”. (Свинье, “Свинья под дубом”.)

8. “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.” (Лебедь, Щука и Рак, “Лебедь, Щука и Рак”.)

9. Вот то-то мне и духу придает, что я без драки, могу попасть в большие забияки. (Моська, “Слон и Моська”.)

9. Конкурс “Из какой басни эта мораль?”

1. Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться, за дело просто взяться. (“Ларчик”.)

2. Избави Бог и нас от этаких судей. (“Осел и Соловей”.)

3. От басни завсегда нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: “Мы сбили! Мы решили!” (И.Дмитриев. “Муха”.)

4. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. (“Щука и Кот”.)

5. Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица: Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться. (“Синица”.)

6. Великий человек лишь громок на делах, И думает свою он крепку думу Без шуму. (“ Две бочки”.)

10. Конкурс “Какой предмет спрятан в шкатулке?”

По описанию назвать предмет, который лежит в шкатулке, и басню. (2 балла– полный ответ, 1– неполный.)

1. И говорит: "Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? (“Петух и жемчужное зерно”.)

2. Он “не только не теребит, Нигде он даже не зацепит: Так плавен, гладок в волосах”. (“Гребень”.)

3. “То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет…” (“Мартышка и очки”.)

Подсчет очков. Объявление победителей. Награждение команд.

Лист контроля для жюри.

  6 А 6 Б 6 В
1.“Разминка”      
2. Конкурс “Кто говорит?”      
3. “Узнай героя”      
4. Конкурс “Инсценировка”      
5. Конкурс “Угадай басню по иллюстрации”      
6. Конкурс “Отыщи пару”      
7.Конкурс “О ком речь?”      
8. Конкурс “Из какой басни эта мораль?”      
9. Конкурс “Какой предмет спрятан в шкатулке?”      
Игра со зрителями      
ИТОГ      

Использованная литература:

  1. О.Г.Черных. Практикум по литературе. 6 класс.
  2. В.А.Малютина, О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе. 6 класс.
  3. Басни И.А.Крылова и И.И.Дмитриева.