Социометрическое исследование по направлению "Социально-психологическая реабилитация спортсменов" на базе училища олимпийского резерва № 2 г. Санкт-Петербурга

Разделы: Социальная педагогика


Социометрическое исследование является одной из наиболее часто используемых методик при социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом так как является простым в проведении, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур подсчета данных и интерпретации полученных результатов. Такие методы предоставляют возможности для широкого изучения межличностных отношений в группе, и, в сочетании с другими методами психодиагностики, позволяют получать информацию о динамике развития коллективных отношений. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, сущность метода остается неизменной. Социометрия – метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

На базе училища олимпийского резерва №2 (техникум) социометрическое исследование проводилось на отделении лыжных гонок, участие приняли 11 человек. Целью социометрии было изучение особенностей общения спортивного коллектива, основными задачами: исследовать и охарактеризовать деятельность и особенности общения в спортивном коллективе; предложить пути воспитания и совершенствования коллективных отношений.

Ход исследования

Провести в спортивном коллективе социометрическое исследование по следующей схеме:

  1. Составить карточку опроса, в которой должна быть инструкция по заполнению содержания задаваемого вопроса, гарантия сохранения тайны ответов и благодарность.
  2. При обработке данных выбора составить «матрицу выборов». Положительные выборы обозначить знаком «+».
  3. На основании «матрицы выбора» составить «матрицу взаимных и односторонних выборов». Взаимные выборы выделяются цветным шрифтом.
  4. Используя матрицы составить социограмму.
  5. Используя специальную шкалу положений сделать выводы об исследуемом коллективе.
  6. На основании полученных результатов охарактеризовать особенности деятельности и общения данного спортивного коллектива.
  7. Предложить конкретные практические рекомендации для тренеров по улучшению воспитательной работы в данном коллективе и совершенствованию коллективных отношений, а также определить пути дальнейшего развития коллектива.

Анкетируемые: отделение лыжных гонок. 11 человек.

Карточка опроса.

Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в нашем опросе. Нам очень важно Ваше мнение! Все ответы остаются конфиденциальными. Можно выбирать от 1 до 3 человек, но не более.

Вопросы:

  1. У Вас возникла проблема в семье – Ваши родители не понимают Вас. С кем из коллектива Вы посоветуетесь?
  2. У Вас есть проблемы в тренировочном процессе – результаты не улучшаются, тренер не доволен Вами, нет мотивации продолжать дальше тренировочный процесс. С кем из команды Вы посоветуетесь?
  3. Через неделю Ваш день рождения. Кого из команды Вы пригласите?

В ходе своей работы мы изучили особенности общения и деятельности данного спортивного коллектива, и можем дать тренерскому составу рекомендации относительно путей развития этого коллектива, на кого из ребят следует обратить внимание для улучшения спортивных результатов и взаимоотношений в коллективе и кто является лидерами в команде.

Шкала положений:

  1. Дети, получившие значительно больше среднего числа выборов – лидер.
  2. Получившие среднее и около среднего числа выборов – принятые и предпочитаемые (обозначатся красным цветом).
  3. Получившие меньше среднего – пренебрегаемый (зеленым).
  4. Получившие «0» выборов – изгой (желтым).

Шкала положений №1:

  1. Лидер – нет.
  2. Предпочитаемый – №1, 9.
  3. Пренебрегаемый – №2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11.
  4. Изгой – №4.

Шкала положений №2:

  1. Лидер – нет.
  2. Предпочитаемый – №1, 5, 9.
  3. Пренебрегаемый – №2, 3, 4, 6, 8, 10, 11.
  4. Изгой – №7.

Шкала положений №3:

  1. Лидер – нет.
  2. Предпочитаемый – №1, 5, 6, 8.
  3. Пренебрегаемый – №2, 3, 7, 9, 10.
  4. Изгой – №4, 11.

Вопрос №1.

По диаграмме и социометрии видно, что участники разделились на 2 группы, в каждой есть свой лидер. Причем лидеры связаны взаимным выбором. В данном вопросе это разделение вполне логично, так как девушки пойдут советоваться с девушками о своих проблемах, юноши с юношами. Возможно, имеет смысл немного размыть границы между группами, ведь в иной ситуации разногласия между полами могут натолкнуть на правильное решение семейных проблем – юноша может подсказать мужской взгляд на проблемы с отцом и наоборот. Отрицательным является существование одного изолированного спортсмена. Его изолированность может негативно сказаться на спортивных достижениях, если спортсмен не будет иметь возможности общаться на важные для него темы. Возможны два пути развития данной ситуации: 1) слабохарактерный человек замкнется в себе и своих проблемах, будет нагнетать обстановку и его психическое состояние не будет оптимальным для тренировочного процесса; 2) человек с сильным характером найдет способы выплеска негативных эмоций или заменит общение в команде на общение с людьми вне коллектива, что достаточно сложно сделать в режиме УТС. Необходимо оценить тип данной личности и находить выход из данной ситуации соответственно этому типу.

Вопрос №2.

В вопросе о тренировочном процессе ярко выраженных групп не оказалось. Нет разделения по половому признаку, как в предыдущем вопросе. Есть три лидирующих человека, но их лидерство не подавляющее, а позитивное. Эти люди не подчиняют своему мнению, не навязывают его, а имеют авторитет в коллективе. Положительно то, что в данном коллективе практически каждый может обратиться за помощью к каждому. Условием вопроса оговорен выбор от 1 до 3 человек, то есть спортсмены могли выбрать помощников по разным критериям: кто-то может подсказать технические нюансы, а кто-то, например, тактические хитрости. В данном вопросе коллектив достаточно сплоченный и находится на стадии формирования общих целей и задач. Но есть один изолированный спортсмен. В данном случае, скорее всего, у спортсмена нет достаточно высоких результатов для того, чтобы быть авторитетом в коллективе. Это может стать препятствием на пути к высоким результатам. Привычное мнение, что спортсмен должен иметь сильный характер иногда не подтверждается на практике, тем более, что возраст опрашиваемых 16-18 лет. Возраст сильной психологической нагрузки – окончание школы, вступление во взрослую жизнь. Если такой спортсмен не будет чувствовать себя частью коллектива, нужным этому коллективу, он может постепенно выходить из него, пока совсем не прекратит тренировочный процесс. В данном случае, тренеру необходимо постараться повысить авторитет спортсмена в глазах остальной группы. Это может быть как в виде похвалы, так и ненавязчивых действиях на тренировке, к примеру: «Ребята, посмотрите как правильно сделать этот элемент. N, ты не мог бы нам продемонстрировать?». Так же можно использовать различные тренинги для сплочения коллектива.

Вопрос №3.

Третий вопрос так же поделил коллектив на 2 группы: девушки и юноши. Логично и последовательно. Хотя с другой стороны, находясь на УТС спортсменам не приходиться выбирать гостей и границы между группами стираются. Спортсмены сознательно выбирают тех, с кем им комфортнее отдыхать, но в тоже время настораживает наличие двух изолированных людей – по одному у девушек и у юношей. Для сплоченности коллектива и его конкурентоспособности лучшим было бы отсутствие такой изоляции. В данном вопросе хорошо способствует сплочению коллектива празднование дней рождения или других праздников на УТС всем коллективом с подготовленной программой: спортсмены сами должны продумать конкурсы и участвовать в них все вместе. Так же как вариант можно использовать тренинги и командные игры – баскетбол, волейбол, футбол.

Итоговая диаграмма.

По диаграмме мы видим результаты участников по всем трем вопросам. Можно наблюдать положительные стороны (участник №1 является лидером во всех вопросах) и отрицательные стороны (участник №4 сразу в двух вопросах стал изолированным). Основная группа коллектива сплочена, имеет несколько выраженных лидеров (№1, 9). Хотя стоит заметить, что в личных беседах со спортсменами отмечается отрицание лидерства участника №9 коллектив пытается скрыть свое уважение к нему, хотя, судя по ответам и юношей, и девушек, к нему за советом они пойдут в первую очередь.

Необходимо поднимать авторитет изолированных личностей, чтобы их замкнутость не привела к падению спортивных результатов.