Моя статья предназначена в помощь учителям работающим в сельской школе.
В настоящее время в продаже появилось большое количество рабочих тетрадей различных авторов, которые входят в учебно методические конспекты и призваны значительно облегчить труд учителя.
Мой опыт преподавания физики (15 лет) показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий служит его рабочая тетрадь, которая ведется с начала изучения физики и до выпускного класса по одному образцу.
Общая тетрадь (в 7 классе - 48 листов, 8 классе - 60 листов, 9-11 класс - 96 листов) в которой все страницы пронумерованы делится на следующие разделы:
- “Учимся учить физику”
- “Физический справочник”
- “Основное содержание”
- “Учим теорию”
В первом разделе тетради “Учимся учить физику” помещаются “памятки” (заранее напечатанные). Памятки имеют разную тематику: подготовки к уроку, общие правила решения физических задач, планы ответов о физическом явлении, законе, приборе, опыте и т.д. (Приложение 1)
Во втором разделе тетради – “Физический справочник” - учащиеся записывают сведения о каждой изученной физической величине: ее название и обозначение. Выражение через другие величины, способы и единицу измерения графическое представление и т. д. Эти сведения оформляются в виде таблицы. (Приложение 2)
В процессе работы с физическим справочником учащиеся приобретают навыки обобщения и систематизации учебного материала, логического его осмысливания.
Третий раздел тетради – “Основное содержание”- отражает каждый урок в виде опорного конспекта с указанием изучаемой темы урока, его цели, плана. Если тема раскрывается на несколько уроков, то мы заранее записываем все основные вопросы, рассмотрением которых будем заниматься в ближайшее время. Такое перспективное планирование позволяет учащимся выделять главное в изучаемом материале повышать их интерес к нему. Основная часть содержит определения выводы формул, формулировки законов, краткие описания проводимых на уроках опытов, рисунки установок приборов, решение экспериментальных, количественных и качественных задач, обобщающие таблицы и т.д. (в настоящее время есть много сборников ОК удобного формата, поэтому я делаю с них копии и учащиеся вклеивают их в тетрадь в целях экономии времени).
В четвертой части “Учим теорию” я помещаю основные понятия и определения за каждый класс. Материал разделен на две части: вопросы и ответы. Номер вопроса соответствует номеру ответы. Материал поделен на темы согласно темам учебника. Данный раздел особенно актуален в 7 и 8 классе при начале изучения физики. Он помогает при подготовке к контрольным работам и при проведении повторения изученного материала. В качестве примера я привожу материал для 8 класса (Приложение 3), для 7 класса (Приложение 4)
На последней странице тетради приклеивается конверт для карточек (для 7 и 8 класса)
Тетради систематически проверяются, оцениваются и корректируются.
По договоренности с родительским комитетом тетради могут быть закуплены одного образца и к началу учебного года в них уже вклеиваются основные разделы. Тогда на первом занятии учащимся вручается готовая тетрадь!