Урок русского языка по теме "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель: сообщить о чередовании оа в корнях -лаг--лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора ао для грамотного написания корней -лаг--лож-.[4]

Оборудование: распечатанный на каждого учащегося текст лингвистической сказки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.

– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)

– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)

– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)

– Запишите несколько слов с чередующимися корнями. (Спать – сплю, водитель – вождение).

– Выделите корень в записанных словах.

3. Сообщение темы и целей урока

– Мы вспомнили корни с чередованием согласного, а в русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями – лаг– – -лож-.

Запись темы урока на доске.

4. Изучение нового

– У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях –лаг- -лож-.

Прочитайте сказку.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

– Приведите свои примеры. (Слагаемое, приложить, возлагать, сложение и т.п.)

Запишите их, выделите корень.

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)

– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс

-а-, после корня -лож– этого суффикса нет)

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).

– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.

5. Работа с учебником.

– Прочитайте правило. [5, с.177] Правильно ли мы сформулировали правило?

– Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся повторяют правило).

6. Закрепление.

А) Вставьте пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово:

Предл..гать, предл..жить, пол..жение, разл..жил;
Сл..гаемое, прил..гательное, выл..жить, разл..гается.

(Учащиеся вставляют пропущенные буквы, выделяют корни, поясняют, по какому принципу они подчеркнули “лишнее” слово)

Б) Игра “Составь слово”

– У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово… (Предполагала) [1, с.135]

В) Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их.

(Учащиеся читают словосочетания и предложения.)

Г) Выборочный диктант.

– Я прочитаю несколько пословиц, а вы выпишете из них только слова с корнями –лаг- – -лож-.

Не забывайте графически обозначать условие выбора орфограммы.

1. Если сложить все ошибки умного, получится гора.

2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения.

3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

4. Прилагай труд к справедливому делу. [4]

7. Самостоятельная работа

– Я буду читать слова, а вы записывать их, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-.

Излагать, полагаться, предлагать, прилагать, предложение, положение, расположиться, возлагать, изложите.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

(Далее учащиеся читают слова, комментируя условие выбора орфограммы.)

8. Итог урока

– Ребята, устно продолжите предложение: На уроке мне понравилось…..

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему понравилось (правило, задание и т.д.)

– Продолжите следующее предложение: Мне было трудно……

Учащиеся отвечают, каждый ответ анализируется. Целесообразно узнать, почему было трудно.

– Продолжите следующее предложение: На уроке я запомнил(а) правило……

9. Домашнее задание

По учебнику: у. 433

Творческое задание: выписать из толкового словаря несколько слов с изученными корнями, записать их по толкованию, графически обозначить условия выбора орфограммы.[3, с. 41]

Литература.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.– 224с.
  2. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. – Брянск: Курсив, 2006.– 206с.
  3. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)/ Авт.-сост. Г.М. Вялкова. – М.: Планета, 2013. –64 с.
  4. Русский язык. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (компакт-диск) – издательство “Учитель”, 2012.
  5. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред Н.М. Шанский. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 317 с.