Цели урока:
- образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами “добро”, “зло”; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;
- развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
- воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Оборудование урока: высказывание Г. Гегеля на тему урока, басня Л.Н.Толстого “Белка и волк”; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока
1. Актуализация.
- Дома вы рассказывали своим близким о том, как развивались представления людей о добре и зле. Расскажите, как вы поняли, почему и как развивались эти представления, понятия. Приведите примеры.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о добре и зле. Вас ждет творческая работа после нашей беседы, поэтому будьте внимательны.
2. Изучение новых понятий и способов действий.
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему нашего разговора “Добро и зло”
(учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Как бы сами определили, что такое добро, а что такое зло? (ответы учащихся)
- Вспомните поступки, которые можно назвать морально добрыми. Поделитесь с нами.
- Часто ли вы сами так поступаете? Почему? (ответы учащихся)
- Какие поступки людей мы осуждаем, можем считать морально злыми? Приведите примеры (ответы учащихся).
- Давайте посмотрим, что об этом думают другие люди.
- Откройте наш учебник на стр.12 (учащиеся работают со статьей в учебнике).
- Найдите и выпишите, как считают авторы учебника, что такое добро и зло (выписывают в тетрадь определение понятий “добро”, “зло”).
- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?
- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).
На доске высказывание о добре и зле (“Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла”).
- Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).
На доске высказывание Г. Гегеля: “Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе”.
- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.
- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).
3. Формирование умений и навыков.
1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого “Белка и волк”). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.
Л.Н. Толстой.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
- Прочитайте басню самостоятельно.
- Назовите главных героев этой басни (волк, белка).
На доске слова: слова (добро и зло), картинки с изображением животных (волк и белка). Один учащийся входит к доске.
- Соотнеси, пожалуйста, изображения животных и понятий “добро” и “зло”.
- Вы согласны с тем, как соотнесены картинки и слова? Почему? Докажите свои слова (учащиеся выборочно читают отрывки из басни, которые характеризуют волка и белку, доказывая их доброту или злость).
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).
- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни “Белка и волк”, которую вы представили бы в облике человека.
- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?
- Какого цвета у нее будет одежда?
Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.
Добрый человек: ______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
4. Домашнее задание.
- Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.
5. Итог урока.
- Пора подвести итог нашему уроку.
- Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).
6. Оценка знаний.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Можно предложить цветовую оценку, бальную оценку и т.д.
- Оцените свою работу по десяти бальной системе.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку.
- Я бы хотела тоже оценить вашу работу на уроке (учитель выставляет оценки за урок, аргументируя их).