“Кто не знает, в какую гавань он плывет,
для того нет попутного ветра”.
/ Сенека /
Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления личности и всех его качеств: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП. Я бы хотела остановиться на авторской технологии развивающего обучения, так называемой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, или технологии технического творчества.
Основная цель ТРИЗ-технологии – это формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, которая способна решать сложные проблемы в различных областях деятельности. Априори, все методы и приемы ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму педагогического опыта, основаны на пяти принципах педагогической деятельности: принцип свободы выбора, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности.
Опуская подробности концептуального строения технологии, хотелось бы сразу перенести ее на практику. Облегчить свою учительскую жизнь и создать максимально удобный инструмент для применения вышеописанных принципов педагогики, стало возможно, благодаря конструктору урока Анатолия Гина, за что ему отдельное педагогическое спасибо (приложение №1). Исходя из уровня подготовки обучающихся, использование наиболее результативных методических приемов педагогической техники можно укомплектовать по условно количественному показателю. Я это сделала для себя, тем самым, упорядочив многочисленные приемы и, определив приоритеты среди них.
Теперь, как мне кажется, каждому учителю предоставляется большой выбор проведения интересных и результативных уроков, причем только от него зависит, насколько емким будет наполнение урока. Прошу ознакомиться с важнейшими, на мой взгляд, вариантами решений изобретательских задач.
ПЯТЬ ПРИНИЦПОВ
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | УМШ | А, В | Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма |
2. | Творчество работает на будущее | Е | Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов |
3. | Деловая игра “Точка зрения” | В | По заранее объявленной теме две группы обучающихся (оппоненты и наблюдатели), снабженные необходимыми знаниями и фактами, доказывают правильность противоположных точек зрения |
4. | Деловая игра “НИЛ” | В, Г | Научно-исследовательская лаборатория, где одна группа обучающихся решает задачи, другая обрабатывает результаты, третья анализирует и принимает (или нет) решения |
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Своя опора | Г | Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, по новому материалу |
2. | Да-нетка! | А, В, Г | Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами “да”, “нет”, и “да” и “нет”. |
3. | Пресс-конференция | Б | Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы |
4. | Повторяем с расширением | Г | Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме |
5. | Свои примеры | Г | Ученики подготавливают свои примеры |
6. | Вопрос к тексту | Б | Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов |
7. | Деловая игра “Компетентность” | В | Конкуренты (придумывают друг для друга по пять заданий по теме); фирма-наниматель (оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти бальной системе ответ), принимает решение, кто принят на работу, кто не; арбитр – учитель, проводящий “разбор полетов”, делает выводы. |
8. | Театрализация | Б | Разыгрывается сценка на учебную тему |
ТРИ ПРИНЦИПА
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Простой опрос (по базовым вопросам) | А | На первом же уроке новой темы учитель вывешивает “базовый лист контроля”. В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. |
2. | Повторяем с контролем | Г | Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме |
3. | Лови ошибку! | Б, В | Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом |
4. | Удивляй! | Б | Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное, становится удивительным |
5. | Фантастическая добавка | Б, А | Учитель добавляет реальную ситуацию фантастической |
6. | Роль “психолог” | Ж | Ученик участвует в управлении обучением, выполняет некую роль |
7. | Роль “подводящий итоги” | Ж | Ученик самостоятельно подводит итог урока |
8. | Идеальное задание | Е | Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию |
9. | Обсуждаем домашнее задание | А, Г, Ж | Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материла был качественно закреплен. |
10. | Релейная контрольная работа | Д | Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач |
11. | Доклад | Б | Подготовка учеников к чтению докладов
проводится в несколько этапов. Технология: Карта сообщения Отработка регламента Доклад (5-7 мин) Доклад с затруднениями (4 вида затруднений) |
12. | Взаимоопрос | А, Б | Ученики опрашивают друг друга по базовым листам |
13. | Показательный ответ | Г | Олин ученик отвечает у доски, остальные слушают |
ДВА ПРИНЦИПА
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Привлекательная цель | Б | Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог |
2. | Светофор | Д, А | При опросе ученик поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу |
3. | Задание массивом | Е | Любой из уровней домашнего задания
учитель может задавать массивом Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы |
4. | Опрос - итог | Ж, Г | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока |
5. | Опрос по цепочке | Д | Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. |
6. | Три уровня домашнего задания | Е | Учитель одновременно дает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный, тренировочный, творческий) |
7. | Отсроченная отгадка | Ж | В начале урока учитель дает загадку
(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над
новым материалом. 2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. |
8. | Особое задание | Е | Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом) |
9. | Игра-тренинг | В | 1. Если необходимо переделать большое
количество однообразных упражнений, учитель
включает их в игровую оболочку, в которой эти
действия выполняются для достижения игровой
цели. 2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависти от предыдущего |
10. | Практичность теории | Б | Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам |
11. | Фактологический диктант | Д | Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопрос – один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе; здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. |
12. | Пересечение тем | Г | Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой |
13. | Блиц – контрольная работа | Д | Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы |
14. | Выборочный контроль | Д | Проверить работы учеников выборочно |
15. | Тренировочная контрольная работа | В | Учитель проводит контрольную работу, как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников |
ОДИН ПРИНЦИП
№ | Функциональные блоки | Раздел урока | Формула |
1. | Тихий опрос | Д | Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой |
2. | Необычная обычность | Е | Учитель задает задание необычным способом |
3. | Программируемый опрос | Д, В (устный) | Ученик выбирает один правильный ответ из нескольких предложенных |
4. | Идеальный опрос (почти шутка) | Д, А | Ученик сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю |
5. | Игры в случайность | В, А, Г | Учитель вводит в урок элементы случайного выбора |
6. | Щадящий опрос | А, В | Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников |
Определяя цели и задачи урока, конструируя заданную тему и учитывая уровень подготовки обучающихся, в проект урока вносится необходимый разработанный педагогом материал, и урок спланирован полностью. Подобная организация деятельности учителя позволяет, с моей точки зрения, выполнять и решать более сложные педагогические и образовательные задачи. Более того, формы и методы могут постоянно меняться.
Применение педагогом различных вариаций урока позволяет сделать конструктор урока и вышеуказанную подборку педагогических принципов постоянно меняющейся моделью, стимулирует педагога к повышению своего педагогического мастерства, что способствует, в конечном счете, формированию сильного мышления и воспитанию творческой личности обучающегося.
Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги, на педагогическом олимпе!