Развивающее обучение. Отражение пяти принципов педагогической техники в процессе обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


“Кто не знает, в какую гавань он плывет,
для того нет попутного ветра”.
/ Сенека /

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления личности и всех его качеств: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП. Я бы хотела остановиться на авторской технологии развивающего обучения, так называемой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, или технологии технического творчества.

Основная цель ТРИЗ-технологии – это формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, которая способна решать сложные проблемы в различных областях деятельности. Априори, все методы и приемы ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму педагогического опыта, основаны на пяти принципах педагогической деятельности: принцип свободы выбора, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности.

Опуская подробности концептуального строения технологии, хотелось бы сразу перенести ее на практику. Облегчить свою учительскую жизнь и создать максимально удобный инструмент для применения вышеописанных принципов педагогики, стало возможно, благодаря конструктору урока Анатолия Гина, за что ему отдельное педагогическое спасибо (приложение №1). Исходя из уровня подготовки обучающихся, использование наиболее результативных методических приемов педагогической техники можно укомплектовать по условно количественному показателю. Я это сделала для себя, тем самым, упорядочив многочисленные приемы и, определив приоритеты среди них.

Теперь, как мне кажется, каждому учителю предоставляется большой выбор проведения интересных и результативных уроков, причем только от него зависит, насколько емким будет наполнение урока. Прошу ознакомиться с важнейшими, на мой взгляд, вариантами решений изобретательских задач.

ПЯТЬ ПРИНИЦПОВ

Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. УМШ А, В Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма
2. Творчество работает на будущее Е Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов
3. Деловая игра “Точка зрения” В По заранее объявленной теме две группы обучающихся (оппоненты и наблюдатели), снабженные необходимыми знаниями и фактами, доказывают правильность противоположных точек зрения
4. Деловая игра “НИЛ” В, Г Научно-исследовательская лаборатория, где одна группа обучающихся решает задачи, другая обрабатывает результаты, третья анализирует и принимает (или нет) решения

ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА

Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Своя опора Г Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, по новому материалу
2. Да-нетка! А, В, Г Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами “да”, “нет”, и “да” и “нет”.
3. Пресс-конференция Б Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы
4. Повторяем с расширением Г Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме
5. Свои примеры Г Ученики подготавливают свои примеры
6. Вопрос к тексту Б Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов
7. Деловая игра “Компетентность” В Конкуренты (придумывают друг для друга по пять заданий по теме); фирма-наниматель (оценивает по 5-ти бальной системе вопрос; по 10-ти бальной системе ответ), принимает решение, кто принят на работу, кто не; арбитр – учитель, проводящий “разбор полетов”, делает выводы.
8. Театрализация Б Разыгрывается сценка на учебную тему

ТРИ ПРИНЦИПА

Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Простой опрос (по базовым вопросам) А На первом же уроке новой темы учитель вывешивает “базовый лист контроля”. В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.
2. Повторяем с контролем Г Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме
3. Лови ошибку! Б, В Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом
4. Удивляй! Б Учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обыденное, становится удивительным
5. Фантастическая добавка Б, А Учитель добавляет реальную ситуацию фантастической
6. Роль “психолог” Ж Ученик участвует в управлении обучением, выполняет некую роль
7. Роль “подводящий итоги” Ж Ученик самостоятельно подводит итог урока
8. Идеальное задание Е Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию
9. Обсуждаем домашнее задание А, Г, Ж Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материла был качественно закреплен.
10. Релейная контрольная работа Д Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач
11. Доклад Б Подготовка учеников к чтению докладов проводится в несколько этапов.

Технология:

Карта сообщения

Отработка регламента

Доклад (5-7 мин)

Доклад с затруднениями

(4 вида затруднений)

12. Взаимоопрос А, Б Ученики опрашивают друг друга по базовым листам
13. Показательный ответ Г Олин ученик отвечает у доски, остальные слушают

ДВА ПРИНЦИПА

Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Привлекательная цель Б Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он, волей-неволей, выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог
2. Светофор Д, А При опросе ученик поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу
3. Задание массивом Е Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом

Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы

4. Опрос - итог Ж, Г В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока
5. Опрос по цепочке Д Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
6. Три уровня домашнего задания Е Учитель одновременно дает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный, тренировочный, творческий)
7. Отсроченная отгадка Ж В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

8. Особое задание Е Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом)
9. Игра-тренинг В 1. Если необходимо переделать большое количество однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия, в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависти от предыдущего

10. Практичность теории Б Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам
11. Фактологический диктант Д Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопрос – один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе; здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
12. Пересечение тем Г Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой
13. Блиц – контрольная работа Д Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы
14. Выборочный контроль Д Проверить работы учеников выборочно
15. Тренировочная контрольная работа В Учитель проводит контрольную работу, как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников

ОДИН ПРИНЦИП

Функциональные блоки Раздел урока Формула
1. Тихий опрос Д Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой
2. Необычная обычность Е Учитель задает задание необычным способом
3. Программируемый опрос Д, В (устный) Ученик выбирает один правильный ответ из нескольких предложенных
4. Идеальный опрос (почти шутка) Д, А Ученик сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю
5. Игры в случайность В, А, Г Учитель вводит в урок элементы случайного выбора
6. Щадящий опрос А, В Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников

Определяя цели и задачи урока, конструируя заданную тему и учитывая уровень подготовки обучающихся, в проект урока вносится необходимый разработанный педагогом материал, и урок спланирован полностью. Подобная организация деятельности учителя позволяет, с моей точки зрения, выполнять и решать более сложные педагогические и образовательные задачи. Более того, формы и методы могут постоянно меняться.

Применение педагогом различных вариаций урока позволяет сделать конструктор урока и вышеуказанную подборку педагогических принципов постоянно меняющейся моделью, стимулирует педагога к повышению своего педагогического мастерства, что способствует, в конечном счете, формированию сильного мышления и воспитанию творческой личности обучающегося.

Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги, на педагогическом олимпе!