Цели:
- Закрепить умения учащихся складывать, вычитать, умножать и выполнять деление десятичных дробей;
- Систематизировать знания учащихся по данной теме, развивать логическое мышление и расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать экологическую культуру поведения, бережное отношение к окружающему миру, стремление сохранить природные богатства планеты.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока, плана работы на урок.
II. Вступительное слово учителя:
Наша планета богата полезными ископаемыми, водными солёными и пресными водоёмами, лесами. Но богатства эти не бесконечны, они постепенно истощаются. Уже сегодня человечество испытывает недостаток в пресной воде, чистом воздухе. Зелёные лёгкие нашей планеты ежегодно вырубаются для различных нужд, реки загрязняются промышленными отходами, в атмосфере появляются всё новые озоновые дыры, воздух теряет свою чистоту в результате работы транспорта, фабрик и заводов. Если не заботиться о сохранении наших ресурсов, то это может привести к загрязнению окружающей среды, изменению климата, повышению заболеваемости человека. Поэтому наша с вами задача сделать всё, чтобы не произошла экологическая катастрофа.
Сегодня на уроке мы будем не просто выполнять действия с дробями, а постараемся расширить свои экологические познания.
III. Решение задач.
Все предложенные задачи учащиеся получают в распечатанном виде. Для решения каждой задачи по одному учащемуся приглашается к доске. Учащиеся, решающие задачи самостоятельно, до появления решения на доске могут сдать тетрадь для оценивания качества работы.
1. Воздух атмосферы представлен в виде смеси газов: азота 78,1%, кислорода 21%, аргона 0,9%, остальную часть занимают неон, гелий, водород и озон. Посчитайте, сколько содержится каждого из газов в нашей классной комнате, считая её объём равным 108 м3.
2. В одной из стран леса занимают 77% всей её территории. Заполните таблицу и узнаете название этой страны.
78,45 | 2,13 | 0,0017 | 3,544 | 276,7 | 0,0017 | 0,036 | 2,13 | 276,7 |
И. 3,67 - 1,54
Д. 0,03*1,2
Н. 0,0578 : 34
Л. 16 - 12,456
Ф.45,67+32,78
Я.27,67*10
3. Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своих отходов. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйствования вещества: металлы, стекло, бумагу и другие. Учёные считают, что уже сейчас имеется достаточно технических знаний, чтобы повторно использовать 0,6 часть образующихся отходов. Вычислите, сколько килограммов отходов можно использовать вторично, если первоначальная масса отходов равна 11354, 012 кг. Если первоначальную массу увеличить в 100 раз, во сколько раз увеличится масса отходов, подлежащих вторичной переработке?
4. Парниковый эффект - это естественный процесс разогревания нижних слоёв атмосферы за счёт поглощения ими тепла нагреваемой Солнцем земной поверхности. Роль поглотителей тепла в атмосфере играют водяные испарения и углекислый газ. Но с бурным ростом промышленности, появились новые так называемые парниковые газы. Например, фреоны, используемые в холодильных установках, занимают 0,2 части, а оксиды азота занимают 0,1 часть от общего числа состава парниковых газов. Вычислите объём, занимаемый фреонами и оксидом азота, если объём, занимаемый парниковыми газами, составляет 340971,045002 м3.
IV. Подведение итогов урока, комментированное выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Оцените запылённость воздуха. На высоте 1,5 метра от земли сорвите по 10 листочков с деревьев, растущих вблизи дороги и с деревьев, растущих вдалеке от дороги. Каждую группу листьев поместите в отдельную банку, залейте дистиллированной водой и тщательно смойте пыль с поверхности каждого листа. Воду из каждой банки тщательно отфильтруйте, осадок соберите в небольшую ёмкость и принесите на следующий урок. На уроке мы с вами с помощью специальных весов взвесим массу осадка и сравним, количество пыли на деревьях, растущих в различных местах. На основе взвешиваний мы сможем сделать вывод о запылённости воздуха в различных местах нашего посёлка.
VI. Заключительное слово учителя.
Закончить урок я хочу словами одного из самых лиричных певцов нашей природы - писателя К.Г. Паустовского, утверждавшего, что «надо охранять природу во всех её видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж, тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа».