Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; разбор имени прилагательного как части речи.

Задачи урока.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: доска, карточки для составления модели имени прилагательного, иллюстрация солнца, интерактивная доска, учебники для 3 класса (автор Т.Г.Рамзаева).

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

1) Организационный момент

- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости- учителя нашей школы. Повернитесь к гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь головками. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..

- Садитесь. Начнем урок с любимого стихотворения:

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

2) Сообщение темы и цели урока.

- Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)

- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

3) Каллиграфическая минутка.

А) Подготовка руки к письму.

- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.

Мы капустку рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем!.
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку жмем, жмем!

(Руками показываем движение “рубим”, “трем”, “солим”, “жмем”).

Б) Чистописание.

На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие.

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях?

- Какие соединения букв использованы для безотрывного написания?

- Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.

4) Орфографическая минутка.

- Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.

Б... рёза, х…роший, д…рогой, п...лянка, помощ..., мес…ный, мя...кий, в...юга, под...езд, моро…, доч.., д…журный.

Орфограммы:

  1. Безударный гласный, проверяемый ударением.
  2. Безударный гласный, непроверяемый ударением.
  3. Парный согласный.
  4. Непроизносимый согласный.
  5. Разделительный мягкий знак.
  6. Разделительный твёрдый знак.
  7. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

- Проверка задания.

- Индивидуальные ответы учащихся.

- Найдите прилагательные. Подчеркните их. Как вы определили? (Отвечают на вопрос: какой? И обозначают признак предмет)

По ходу ответов на доске появляются таблички:

- Выделите окончания и обозначьте род прилагательных. .

Вывод.

- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

- Какие окончания они имеют?

М.р. Ср.р. Ж.р.
-ой, -ый, -ий ое, -ее -ая, -яя

II. Операционно-познавательный этап.

1) Наблюдение над именем прилагательным.

- Вы отлично справились с заданием и поэтому, посмотрите, вам засияло замечательное солнышко (иллюстрация солнца).

- Какие ещё прилагательные вы можете подобрать к слову солнышко?

Запишите: Солнышко (какое?) яркое, лучистое, теплое, жёлтое.

Улыбка (какая?) добрая, светлая, открытая.

Лучи (какие?) теплые, длинные.

- Выделите окончания прилагательных, определите род и число.

Вывод.

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода (женского рода, во множественном числе)? Какие окончания они имеют?

- Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам)

- Ребята, солнышко спрятало в своих лучах все ваши знания об имени прилагательном. Хотите увидеть? Тогда расскажите солнышку, что такое имя прилагательное?

(У солнышка переворачивают лучики, на которых с обратной стороны написаны признаки прилагательных.) Проверка.

- Молодцы! Вы правильно назвали все признаки имени прилагательного.

Запись предложения на доске с комментированием. Подчеркнуть главные члены.

Вывод.

Каким членом предложения является имя прилагательное? (Второстепенным, определением)

2) Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку!
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать, приседать и вставать,
И головками кивать, и головками кивать.

3) Составление алгоритма определения числа и рода имени прилагательного.

A) Определение рода и числа имени прилагательного.

- Как определить число и род имен прилагательных.

- Составим алгоритм.

Алгоритм

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить род и число имени существительного.
  3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

- Определите у имен прилагательных род и число.

Проверка в группах.

Б) Работа с устойчивыми выражениями.

- Запишите в тетрадь пословицы и объясните их значение, найдите прилагательные, обозначьте их род и число:

Белые ручки труд любят.
Пуганый заяц и пенька боится.
Из большой тучи да мала капля упала.

4) Обобщение.

- Над какой темой мы сегодня с вами работали?

- Используя модель на доске, ваши записи, попробуйте рассказать все то, что вы знаете об имени прилагательном.

- Эта модель поможет вам сделать разбор имени прилагательного как части речи. Такой разбор называется морфологическим. Сделайте морфологический разбор прилагательных:

Рыжая (лисица) - прил. рыжая , относится к имени сущ. лисица, ед. чис., ж.р..

Добрые (люди) – прилаг., нач. форма –добрый, мн. чис.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Контрольный тест

1. Укажи имя прилагательное.

A) морозить;

Б) морозный;

В) мороз.

2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Ранн... утро.

А) - ое;

Б) - ее;

В) - ие.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Проверка и оценка за тест.

2) Рефлексия

А) – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал…

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

- Какие словарные слова повторили? (Береза мороз, хороший, заяц, солнце)

Б) Выставление оценок

3) Домашнее задание. Сделать морфологический разбор прилагательных: серый (заяц), синяя (лента), голубое (небо), высокие (сапоги).

4) Итог урока.

- Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!