Занятие по экологическому воспитанию в средней группе "Какой бывает вода"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: познакомить детей с понятием вода и её физическими свойствами.

Задачи:

  • формировать умения вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений;
  • способствовать пониманию роли воды в жизни человека;
  • развивать внимание, память, устную речь, пополнять словарный запас.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей; таблица Менделеева; плакат «Круговорот воды в природе», магнитофонная запись со звуками воды, «Водяная мельница» (для релаксации), прозрачные стаканчики с водой и молоком, лед, термос с горячей водой, стекло,  соль, сахар, пустые одноразовые стаканчики, ложки,  тарелочки, духи, различные по форме прозрачные сосуды (бутылочки, баночки, стакан), соломки для коктейля.

Предварительная работа: Чтение и беседы о природных явлениях (снег, дождь, град, сосульки, капель). Рассматривание иллюстраций, картинок. Чтение стихотворений. Наблюдение за таянием снега, капелью, чистой водой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель (В): Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Кто я?
Я – учёный, человек который знает почти всё. Вы хотели бы стать учёными?

Дети (Д): да.

В: Тогда сегодня я вас превращу в маленьких – исследователей, моих помощников.
Абракадабра… Я превращаю вас в юных исследователей (дети одевают шапочки).

В: Сегодня мы с вами поговорим об одном интересном объекте природы.  И сейчас вы сами догадаетесь,  отгадав загадку.

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без чего?

Д: Воды.

В:

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Даже камень источу. Что это?

Д: Вода.

В: И еще одну загадку отгадайте.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Д: Вода.

В: Молодцы. Конечно же, это вода. Люди всегда ценили воду, воспевали ее.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!!!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайником шипит.
Растворяет сахар в чае –
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить!

В: Я вам что-то принесла (показываю лед). Что это?

Д: Лед!

В: Правильно! Как вы думаете, что  со льдом случиться, если он немного полежит у нас в группе?

Д: (ответы детей)

В: А давайте  проверим, что же случится со льдом. Положим его в тарелку, а в конце занятия посмотрим, что с ним произойдет.

В: А сейчас мы с вами  проведём опыты, как настоящие ученые и определим, какими свойствами обладает вода в жидком  состоянии.

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

В: У меня на столе стоят 2 стаканчика.  Как вы думаете с чем?

Д: (ответы детей).

В: Правильно,  один с чистой водой, другой – с молоком. Давайте в эти оба стаканчика положим ложечки. В каком стакане видно ложку?

Д: в 1 стаканчике, где вода ложку видно, а 2-ом, где молоко – ложки не видно.

A description...

В: Почему?

Д: Потому что  вода прозрачная, а молоко нет.

В: Молодцы, дети! Вы сделали правильный вывод.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

У воспитателя на столе 3 стаканчика с чистой водой, и 2 тарелочки с солью и сахаром.

В: А сейчас мы с вами определим вкус  воды.

(Дать детям попробовать чистую воду).

В: Какая вода на вкус?

Д: Без вкуса.

В: Правильно. Ребята, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не  ощущает.

В: А теперь давайте положим в воду соль и попробуем её на вкус.

Д: (дети кладут соль в воду и пробуют её).

В:  Какая стала вода на вкус?

Д: Солёная.

В: А в какие блюда добавляют соль?

Д: В суп, кашу.

В: А вот морская вода на вкус  солёная, потому что  в ней растворено много разных солей. Её человек пить не может.

В: Давайте положим в воду сахар и попробуем её на вкус.

В:  Какая стала вода на вкус?

Д: Сладкая.

В:  В какие блюда мы добавляем сахар?

Д: Чай, компот, кофе.

Опыт №3 «У воды нет запаха»

Воспитатель предлагает понюхать воду, затем духи.

В: Чем пахнет вода?

Д: Ничем.

В: Правильно вода не имеет запаха. А теперь понюхаем духи. Есть аромат?

Д: Да!

В: Духи – это ароматизированная вода.

Опыт №4 «Определение формы воды»

В: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в баночку (бутылочку, вазочку и т.д.)  эту воду, что произойдёт?

A description...

Д: (дети сами повторят опыт еще раз).

A description...

Д: Вода принимает ту форму, в которую её переливают.

В: Имеет ли вода определённую форму?

Д: Нет.

В: Правильно, вода принимает форму емкости, в которую ее переливают.

Физкультминутка «Маленькие человечки»

В: Давайте все вместе превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твёрдом состоянии, то её маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замёрзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

A description...

В: А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки  берутся  «за ручки» и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеёк бежит весной.

В: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то её капельки отпускают «ручки» друг друга и разлетаются. И мы разомкнём наши ручки и свободно побегаем, как лёгкие капельки пара.

В: Хорошо отдохнули. Теперь вернёмся на места и продолжим наши опыты.

Опыт №5 « Превращение воды в газообразное состояние»

В: Сейчас мы с вами возьмём термос с горячей водой, откроем его и приставим к горлышку термоса, стекло. И мы увидим, как стекло начинает запотевать. Проведя пальцем по стеклу, что мы увидим?

Д: Капельки.

В: Скажите, пожалуйста, где вода встречается в жидком состоянии?

Д: В реках, озёрах, в колодцах и т.д.

Воспитатель предлагает посмотреть на тарелочки, где был лед.

В: Что случилось со льдом?

Д: Он растаял.

В: Под действием тепла  лёд превратился в воду, т.е. растаял.

В: А теперь послушаем стихотворение «Что такое вода».

Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
Но вы оглянитесь – это главное таинство
Главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась жизнь.

В: А теперь – внимание! Абракадабра…И мы вновь превращаемся в обычных детишек. (Дети снимают шапочки)

В: Дети, понравилось ли вам быть учёными – исследователями?

Д: Да.

В: О чём мы сегодня с вами говорили, что узнали интересного и нового?

Д: (дети отвечают).

В: Вода не имеет цвета, запаха, принимает любую форму, текучая. Вода – это главное таинство, главное чудо нашей планеты, это наше достояние. Воду надо беречь, не лить напрасно.

В: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Обязательно  расскажите своим родителям, кем вы сегодня были и какие опыты проводили. 

Литература

1. Рыжова, Н.А.  Экологическое воспитание в детском саду / Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом « Карапуз»  2001. – 432 с.
2. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ  Сфера, 2004. – 192 с.