Внеурочные формы деятельности школьников, "раскрывающие" одаренность

Разделы: Классное руководство


Каждая мама видит в своем ребенке одаренность, талантливость, непревзойденность. И каждый современный классный руководитель, являющийся “второй мамой” в наше нелегкое время, должен стремиться увидеть в своих детях может быть пока скрытые, но обязательно имеющиеся таланты, которые нужно только вовремя заметить, облечь в видимую форму и привить ребенку уверенность в своих силах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассного воспитания в школе. Главной задачей, которой является:

  • Выявление и развитие творческих способностей и интересов школьников.
  • Патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
  • Формирование активной гражданской позиции.
  • Воспитание толерантности.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Социально-психологическое - педагогическое сопровождение участников УВП:

Раскрытию одаренности школьников способствуют групповые методы работы, развивающие инициативу, умение брать на себя ответственность, умение принимать решение в неопределённых ситуациях, умение работать в команде на общий результат.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост. В психологии до сих пор нет четкого представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблем.

Первый подход определяет, что все дети талантливы, каждый человек по-своему одарен.

Второй подход определяет одаренность как дар свыше, которым наделены единицы.

Лично мне, как классному руководителю, ближе первый подход, так как он отражает гуманистические тенденции в педагогике и является идеологической базой всеобщего образования, позволяя реализовать право каждого ребенка на развитие своих способностей.

Поэтому из перечня классификаций одаренности, я принимаю для себя классификацию Роберта Стенберга, психолога Йельского университета. Он выделяет следующие типы одаренности:

  • психомоторная,
  • интеллектуальная,
  • академическая,
  • социальная,
  • духовная,
  • творческая,
  • практическая.

На основании типологии одаренности можно предположить, что учащиеся любого школьного коллектива могут иметь одновременно разные типы одаренности. Попробуйте отнести каждого учащегося своего класса к определенному типу и увидите, что один ребенок обладает одновременно разными типами одаренности. Чем их больше, тем сильнее вероятность того, что этот ребенок действительно одаренный.

Какие же формы деятельности способствуют этому?

  • Психомоторную одаренность развивают спортивные мероприятия, походы, экскурсии, двигательные искусства.
  • Интеллектуальную – участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской деятельности, углубленном изучении предметов.
  • Академическую – вовлечение учащихся в поисковую деятельность, мероприятия по развитию навыков самостоятельного обучения (работа по алгоритму, схеме, плану).
  • Социальную – работа клубов по интересам, формирование лидерских навыков через систему деловых, ролевых игр, диспуты.
  • Духовную – целенаправленная работа по формированию духовных ценностей: участие в акциях милосердия, взаимопомощи, изучение культурно-исторического наследия, музейная педагогика,
  • Творческую – участие в концертах, праздниках, спектаклях, выставках, смотрах талантов.
  • Практическую – система мероприятий по развитию социализации личности, связанных с жизнеобеспечением и самостоятельным принятием решений, умением работать и жить в коллективе (походы, выездные мероприятия).

Наблюдая, как учащиеся моего класса в процессе обучения приобретали новые качества, можно сказать, что одаренность личности можно развивать, если ребенка правильно мотивировать на участие в незнакомом, непознанном, неиспробованном для него виде деятельности. В младшей школе идет массовое участие во всевозможных мероприятиях, что позволяет приобрести младшим школьникам понимание своих возможностей и их дальнейшее развитие. А к 6 классу выбор характера деятельности производится учащимися осознанно, они уверены в своих силах и сами стремятся испробовать себя в новых качествах.

Сейчас я поставила перед собой цель помочь детям определиться с выбором их дальнейшей профессиональной деятельности. Как оказалось, профессиональная сфера деятельности напрямую зависит от типа одаренности. Проведение городского мероприятия, “Экологической эстафеты”, и та ответственность, которая была возложена на ребят, показали, что каждый из них смог добросовестно и творчески выполнить свою задачу.

Таким образом, в деятельности классного руководителя главное иметь желание видеть своих детей талантливыми, способными, социально активными и ответственными. Я получаю настоящее удовольствие от своей работы, когда вижу своих учащихся именно такими.