Практический семинар для педагогов с элементами тренинга "Мудрость в повседневных контактах"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе, развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

- Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

- устанавливать контакт с другими людьми;

- умению эффективно предавать информацию;

- рассмотрим значение понятия “общения” такого умения, как умение слушать;

- потренируемся давать и получать обратную связь.

Ход тренинга

1-я часть. Приветствие и разминка.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

Правило 1. Общение по принципу “здесь и теперь” - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

Правило 2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

Правило 3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.

Правило 4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: “Большинство моих друзей считают, что...”, “некоторые думают...”, на суждения: “я считаю, что...”, “я думаю...” и т.п.

Правило 5. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

Знакомство.

Ведущий: “А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует”, говоря так “Меня зовут .... И я похожа ...”

Упражнение 1 “Самое существенное в моем характере, жизни”

Ведущий: Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива...”.

Ведущий: “ Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали”.

Упражнение 2 “Комплимент”

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом".

Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Ведущий: А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

2-я часть. Основная.

Упражнение “Ассоциации”.

Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово “общение”. Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

Работа с образами. “Общение – это...”. Выяснение смыслового понимание слова участниками группы.

Какова функция общения -.....

Факторы – определяющие успешность общения....

Варианты фиксируются ведущим на доске.

А теперь посмотрим, как

Ведущий: Понятие “Общение и его направленность” описываются в психологии:

Общение – единство процессов обмена информацией, взаимодействие и восприятие друг друга.

Функции общения:

- обмен информацией, необходимой для совместных действий.

- объединение людей,

- передача эмоций, переживаний.

- инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

Факторы, определяющие успешность общения:

- Искренний интерес к партнеру,

- Умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы

- Умение понимать значение не только слов, но и жестов мимики.

- Восприятие не только того, что партнер говорит, но и чувствует.

- Учет ситуаций, в которой происходит общение.

- Разборчивая и грамотная речь.

- Обратные связи в общении.

Упражнение “Дистанция общения”

Ведущий: Одним не маловажным фактором в общении является дистанция. Дистанция общения способна как сближать, так и разъединять собеседников: Существует:

  • интимная зона (15 – 45 см) – главная из всех зон, близкие люди (родственники), близкие друзья,
  • личная дистанция (45 – 75 см) – в гостях, на вечеринках, преобладает вербальное общение; обмен информацией, опытом...
  • социальная зона (75 – 200 см) – посторонние люди; официальный характер общения.

Давайте попробуем узнать, для кого какая дистанция, будет наиболее комфортной для общения.

2 шеренги.

1 - Стоит неподвижно, 2 начинает приближаться. Как только участники приблизятся к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти, то участник жестом останавливает напарника. Потом меняются местами и повторяют заново.

Обсуждение: Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Какие эмоции возникают, если дистанция общения становится не комфортной?

Упражнение “Рисование по инструкции”

Ведущий: В общении важно иметь обратную связь с собеседником, для того, чтоб понять, насколько информация правильно воспринята. Сейчас мы в этом и потренируемся.

Участники разбиваются на пары, садятся напротив друг друга. Один участник пары получает карточку с изображением.1 вариант:

С обратной связью - рисующий может задавать вопросы уточняющие.

Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Обсуждение: Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково воспринимался и говорящим и слушающим?

Упражнение “Переводчик”

Ведущий: Мы говорили о том, что одним из факторов успешной коммуникации является грамотная и правильная речь. Ведь порой неправильно сформулированное предложение, может совсем по иному трактоваться. Сейчас потренируемся понимать и интерпретировать мысли собеседника.

Участник и помощник стоят перед аудиторией. Помощник зачитывает по предложениям выданный ему текст. Особенность текста – нарушенный порядок слов в предложениях. Задача участника “переводить” текст, используя правильный порядок слов.

Обсуждение: В каких случаях приходится вслух интерпретировать слова собеседника? Какие цели при этом достигаются?

Пример текста:

1). Ребенок, переносит который меньше оскорблений, человеком вырастает, более свое сознающим достоинство.

(Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.)

2). Воспитание есть воздействие другого одного человека на с целью воспитываемого усвоить заставить нравственные известные привычки.

(Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.)

3). В нерешительности минуту действуй быстро и сделать старайся шаг первый, хотя и лишний бы.

(В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.)

4). В должно человеке быть прекрасно и одежда все : и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

5). Кто желает властвовать собой над, тот чувства порой сдерживать должен .

(Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой.).

Рефлексия чувств.

Ведущий предлагает поделиться опытом, рассказать о своих ощущениях, что вызвало затруднения.

3-я часть. Заключительная.

Упражнение “Подарок”

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: “Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча”.

Когда все получат подарки (круг замкнется), ведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.