Практические работы по теме "Природа России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: Оценивают влияние климата на жизнедеятельность человека с позиции комфортности.

Оборудование: климатические карты атласа (стр. 20-23), учебник параграф 22.

Ход работы

1. Заполнить схему “Влияние климата на жизнь и деятельность людей”

2. Выписать, что такое комфортность климата. Ответить на вопрос: “Объяснить, почему Россия характеризуется низким уровнем комфортности климата”.

3. Оценить основные климатические показатели с точки зрения комфортности для отдельных территории (можно провести работы по вариантам)

  • 1 вариант: север Европейской части России (на примере, Мурманской области)
  • 2 вариант: юг Европейской части (на примере, Краснодарского края)

Работают по плану и фиксируют результаты произвольно (текст или таблица)

ПЛАН:

1. Географическое положение

2. Показатель суммарной солнечной радиации

3. Господствующие ВМ: а) летом, б) зимой

4. Средние, максимальные и минимальные t воздуха: а) летом,

б) зимой, в) годовая амплитуда колебаний.

5. Годовое количество осадков и их режим

6. Неблагоприятные климатические явления: а) особенности проявления, б) меры борьбы с ними

7. Тип климата

Вывод: Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?

Практическая работа № 17 (7)

Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства

Цель: Анализируют показатели агроклиматических ресурсов своей местности.

Оборудование: атлас стр.22, атлас Нижегородской области стр.12,16, 26, учебник стр. 107, рис. 48

Ход работы

На основе текста учебника:

1. Составить схему “ Агроклиматические ресурсы”

2. Что такое коэффициент увлажнения. С какой целью необходимо знать этот показатель?

3. Используя карту атласа на стр.22.определить:

а) агроклиматический пояс своего региона;

б) средние t января и июля;

в) сумму t выше + 10 градусов;

г) годовое количество осадков и зону по степени увлажнения;

д) продолжительность безморозного периода;

е) название сельскохозяйственных культур, для которых соответствующая теплообеспеченность оптимальна.

Вывод: Какое значение имеют знания о климате для успешного ведения сельского хозяйства в Нижегородской области? Можно ли считать нашу область благоприятной для земледелия.

Практическая работа №18 (8)

Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России

Цель: Учащиеся умеют работать с картами атласа и контурными картами.

Оборудование: атлас стр. 12-13,26-27, приложение атласа стр.62

Ход работы

1. Используя физическую карту России, подписать океаны и моря, омывающие берега России.

2. Подчеркнуть синим цветом (или одной чертой) – окраинные моря, зеленым цветом (или двумя чертами) – внутренние моря.

3. Подписать острова и полуострова, отделяющие друг от друга моря и океана.

4. Из приложения атласа выбрать и подписать важнейшие проливы.

5. Используя приложение атласа и стр. 26-27, текст учебника стр.112-113 , ответить на вопросы:

- самое большое по площади море –

- самое маленькое по площади –

- самое глубоководное море –

- самое мелководное море –

- самое теплое море –

- самое холодное море –

- моря, имеющие главное промысловое значение –

- моря, имеющие рекреационное значение -

Самостоятельно придумать условные знаки для этого задания и обозначить на контурной карте полученную информацию.

Практическая работа № 19(9)

Описание одного из российских морей по плану

Цель: Учащиеся умеют использовать типовой план для составления характеристики

Оборудование: атлас стр. 12-13, 26-27, учебник стр.114, задание № 8, стр. 257 (приложение)

Ход работы

Используя предложенное оборудование, дать описание Берингово моря ( первый вариант) и Карского моря ( второй вариант) по плану. План представлен в учебнике на стр.114.

План описания моря

1. К бассейну какого океана относится

2. Внутреннее или окраинное море

3. Изрезанность береговой линии

4. Глубина моря (средняя, максимальная)

5. Температурный режим

6. Морские течения

7. Крупные порты

8. Ресурсы моря и экологические проблемы.

Данную работу можно провести в виде защиты презентации, в этом случае учащиеся должны получить опережающее задание, которое можно распределить по группам.