Плотность вещества

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Слайд № 1 «Обложка»

Слайд №2 «Титульный»


Цели:

  • образовательная – научить определять зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; дать понятие плотности вещества, единиц ее измерения; дать понятие физического смысла плотности; научить пользоваться таблицей плотностей; сформировать умения и навыки для применения знаний в конкретных ситуациях;
  • развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор;
  • воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место, стремление к достижению поставленной цели.

Тип урока – комбинированный, т. е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.

Вид  урока:  урок нетрадиционной формы –  урок-путешествие.

Методы обучения:

  • диалогический (с обратной словесной связью),
  • проблемный (создание проблемной ситуации),
  • частично-поисковый (побуждение к решению проблемной ситуации  с помощью поисковой деятельности),
  • практический  (проведение экспериментальных опытов, решение упражнений);
  • метод активного обучения – имитационный (игра).

Применяемые технологии обучения:

  • компьютерная (в течение всего урока);
  • игровая технология (в течение всего урока); 
  • технология проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов);
  • групповая технология  (в течение всего урока);
  • тестовая  (на этапе  актуализации знаний и закрепления  новых ЗУНов).

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран
  • весы электронные – 6;          
  • мензурки – 6
  • таблицы №1 на формате А3 – 6;     
  • таблицы №2 на формате А4 – 6;
  • фломастеры черные – 6
  • цилиндры  малые – 6
  • цилиндры большие – 6;
  • подставки с названием и эмблемой для каждой группы.

Учащиеся  распределены на 6 групп по 5 человек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (8 мин.)

1) Мобилизующее начало (проверка готовности к уроку – 2 мин.)

Слайд №3.

Учитель: Сегодня у нас необычный  урок – путешествие, и для его проведения вы разбиты на группы  (команды). Вы будете путешествовать (щелчок по слайду  № 3 «Школа» – курсор  автоматически покажет путь следования) по следующим станциям: «Повторительная», «Проблемная», «Объяснительная», «Кроссвордная», «Табличная», «Порешайкина», «Тестовая», идя  к Дворцу Знаний. Каждая группа будет  двигаться под своим названием: «Прилежные», «Любознательные», «Настойчивые»,  «Целеустремленные», «Пытливые», «Старательные».

На столах на подставках изображены эмблемы команд и их названия.

2) Актуализация знаний (6 мин.)

Учитель: Отправляемся в путь. Начнем урок с повторения. Как называлась прошлая тема?

Ученики: Взаимодействие тел. Масса тел.

Учитель: Повторим тему с помощью тестов. Первая остановка  на станции  «Повторительная» (щелчок по ст. «Повторительная» – эмблемы команд автоматически передвигаются  на эту станцию).

Слайд №4.

Учитель: Для этого у вас на столах находятся  компьютеры. (У каждой группы свой компьютер, на котором команда выполняет тест).  Время на выполнение теста запрограммировано, и оценка за правильность появится автоматически.

Идет фронтальный опрос с применением тестовой  технологии и ИКТ, используя программу «Macromediaflesh». (Приложение 1)

УКАЗАНИЕ: Для проведения опроса необходимо сначала установить программу «Macromedia flesh».

Слайд № 5

Учитель: Все хорошо поработали на этой станции, никто не отстал. Держим путь дальше  на ст. «Проблемная» (щелчок по ст. «Проблемная» – эмблемы команд передвигаются).

II. Формирование новых ЗУНов (26 мин.)

Слайд №6.

1) Мотивация (5 мин.)

Учитель: Какие приборы вы видите на ваших   столах?

Ученики: Мензурки и весы.

Учитель: Что можно определить с помощью этих приборов?

Ученики: Объем тел и их массу.

Слайд №7.

Технология проблемного обучения. Постановка проблемы.

Учитель: (щелчок по слайду – появляется вопрос). Если мы определим объем тела и его массу, то какую задачу  мы будем решать сегодня?

Ученики: Выявим соответствие между массой и объемом тел.

Учитель: На станции «Проблемная» каждой группе ставится задача (проблема): определив массу и объем тела, вы должны заполнить таблицу и сделать вывод.

На столах в каждой группе находятся  2 тела разного объема, но сделанных из одного вещества. Ученики выполняют замеры и заполняют таблицу № 1 (на столах) фломастерами и делают вывод, что отношение  массы тела к его объему для двух заданных тел получилось  одинаковым.

Слайды  №8-9.

2) Формирование новых ЗУНов  (21 мин.)

Учитель: Вы сами убедились, что для данного вещества отношение  m/V = const.   

Эту величину называют ПЛОТНОСТЬЮ вещества и обозначают греческой буквой ρ (ро). ρ – плотность вещества. 

Формула для определения плотности:

Какая зависимость между плотностью и массой? Между плотностью и объемом?

Ученик: Плотность прямопропорционально зависит от массы. Чем больше масса тела, тем больше его плотность. Плотность обратнопропорционально зависит от объема тела. Чем больше объем тела, тем меньше его плотность.

Учитель: (щелчок по слайду – появляется определение плотности).

Определение плотности: Плотность – это физ. величина, равная отношению массы  тела к его объему.

Учитель: Кто сможет вывести единицы измерения плотности в системе СИ?

Ученик: Т.к. масса в СИ измеряется в [КГ], а объем в [М3], то единицами измерения плотности  в СИ будут [кг/м3].

Учитель: Запишем ρ = [кг/м3].
Иногда плотность измеряется в [г/см3]. 
Раз единицы измерения могут быть и теми и другими, значит между ними должно быть соотношение.
1кг/м3 = … г/см3. Вам домашнее задание вывести это соотношение.
Из формулы плотности составим замечательный треугольник:
Как из него определить массу или объем?

Ученик: m = ρV;  V = m/ρ.

Учитель: Плотность данного вещества – величина постоянная, и, как следует из формулы, характеризует массу тела в единице его объема. Значения различных плотностей занесены в таблицы №2, 3, 4, которые есть у вас в учебнике на стр. 50, 51 и в задачнике В.И.Лукашика.   
Посмотрите, даны таблицы твердых тел, жидкостей и газов. Все данные занесены при определенной температуре t = 20o С.  А как изменятся эти данные, если температура, например, увеличится?

Ученик: При повышении температуры молекулы тел начинают двигаться быстрее, и объем тела увеличивается. А раз объем тела увеличится, то его плотность уменьшится.

Учитель: Давайте поучимся работать с таблицей. Определите плотность железа.

Ученик: ρ железа = 7800 кг/м3.

Учитель: А как вы думаете, что это значит? Слайд № 10. 

Ученик: Масса 1 м3 железа равна 7800 кг.

Учитель: Замечательно. Отправляемся на станцию «Объяснительная». (Щелчок по ст. «Объяснительная» – эмблемы передвинулись).

Слайды №11-12.

Ученики должны, пользуясь таблицей плотностей, найти заданную плотность вещества и объяснить ее значение, для каждой команды  дается свое значение.

Учитель: Все хорошо поработали на станции «Объяснительная». Движемся дальше на ст. «Кроссвордная». (Щелчок по ст. «Кроссвордная» – эмблемы на этой станции).

Учитель: Давайте поупражняемся с таблицей и поиграем – отгадаем кроссворд. Остановка на станции «Кроссвордная».

Слайды № 13-14.

Вопросы к кроссворду:

При нажатии на номер вопроса автоматически появляется ответ.

  1. Какое твердое тело имеет минимальную плотность?   (Пробка)
  2. Плотность этого газа самая большая. (Хлор)
  3. Какой газ имеет самую маленькую плотность? (Водород)
  4. Плотность этой жидкости самая большая. (Ртуть)
  5. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. (Парафин)
  6. Плотность этого вещества = 800 кг/м3  (Керосин)
  7. Плотность этого вещества самая большая в таблице. (Осмий)
  8. Плотность этого вещества = 19300 кг/м3  (Золото)
  9. Плотность этого вещества такая же как у спирта. (Нефть).

Учитель: Какое ключевое слово мы получили? (Плотность).
Поработаем еще. Взяли несколько тел, сделанных из разных веществ, и определили их массы и объемы. Обнаружили, что массы и объемы оказались одинаковыми. Из каких веществ могут быть сделаны эти тела?

1) керосин, спирт, нефть;  
2) машинное масло, лед, парафин; 
3) эфир, бензин;
4) мрамор, алюминий;
5) вода морская, молоко цельное;
6) бетон,  фарфор.

Учитель: Если взять одно и то же вещество в различных состояниях. Будет ли отличаться его плотность?   

Ученик: Да, ведь молекулы по-разному расположены в различных состояниях вещества.

Учитель: Возьмем воду. Найдите плотности ее в различных состояниях. А почему плотность льда меньше, чем плотность воды?

Ученик: Т.к. молекулы льда расположены в строгом порядке, они имеют кристаллическую структуру.

Слайд №15.

Учитель: Все хорошо поработали на станции «Кроссвордная». Еще дозаправились знаниями. (Щелчок по ст. «Табличная» – эмблемы на этой станции). Движемся дальше на ст. «Табличная».

Слайды №16-17.

Поупражняемся еще. Задание по руппам: используя формулу для расчета плотности, заполните таблицу №2. Каждой группе свое задание.

После заполнения производится сверка расчетов на  экране (по щелчку заполняются пустые клетки).

III. Закрепление материала (8 мин.)

Учитель: Замечательные знания показали все команды. Держим путь дальше на ст. «Порешайкина» (щелчок по ст. «Порешайкина» – эмблемы на этой станции).

Ученики, используя «Сборник задач по физике» В.И.Лукашика, закрепляют полученные знания. Каждой группе выдается по 1 заданию.

Слайды №18-19.

№ 228. Даны два кубика одинаковой массы: один из янтаря, другой из меди. У какого из кубиков масса вещества в объеме 1 см3 больше и во сколько раз?

Слайд № 20.

№ 229. Из двух медных заклепок первая имеет вдвое большую массу, чем вторая. Чему равно отношение объемов этих тел? 

№ 230. Диаметры медного и алюминиевого шаров одинаковы. Какой из них имеет меньшую массу и во сколько раз?

Слайд №21.

№ 231. Стакан, наполненный водой, имеет большую массу, чем тот же стакан, заполненный подсолнечным маслом, но меньшую, чем молоком. mмолока > mводы > mподсолнечного масла Какая из этих жидкостей имеет наибольшую плотность, а какая – наименьшую?

Слайд № 22.

№ 232. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?

№ 233. В один сосуд из двух одинаковых сосудов налили воду, в другой – серную кислоту равной массы. Какая жидкость имеет большую массу?  

Слайды №24-23.

Учитель: А вот интересные факты.

1. Средняя плотность Земли = 5500 кг/м3
2. Средняя плотность Луны = 3300 кг/м3 
3. Средняя плотность человека=1036 кг/м3. Как бы вы ее определили?
4. В Италии вблизи г. Неаполя есть «Собачья пещера», в нижней части которой постоянно выделяется углекислый газ. Для кого, человека или собаки, эта пещера безопасна?

Учитель: Теперь на пути к Дворцу Знаний  у нас осталась последняя станция «Тестовая» (щелчок по ст. «Тестовая» – эмблемы на этой станции).

Слайд №25.

Ответы на тестовые вопросы автоматизированы: при правильном ответе появляется «ВЕРНО», если ответ неправильный – «НЕВЕРНО».

Тесты даны на слайдах № 26-30.

Учитель: (щелчок по Дворцу Знаний – эмблемы переместились туда). Вы прошли все станции на пути к Дворцу Знаний и пополнили свой багаж знаний.  Дворец откроет перед вами  двери и подарит вам самые высокие оценки. И вы еще не раз туда вернетесь.

Слайд №31.

V. Итог урока (2 мин.)

  Слайд №32.

Учитель:
1. Оцените, насколько вы сегодня поняли новый материал, подняв соответствующее количество пальцев.
2. Все ли было понятно?
3. Всем сегодня пятерки.

VI. Домашнее задание (1 мин.)

§ 21, упр. 7;
В.И. Лукашик «Сборник задач по физике»
№ 234-237;
вывести  1кг/м3 = … г/см3

Слайд №33.