Цели:
Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.
Развивающие: развивать образное мышление, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа.
Технологии: проблемное обучение; игровая; коммуникативное обучение, здоровьесберегающая.
Оборудование: презентация, дополнительные конверты с заданиями, цветок (с лепестками).
Ход урока
I. Вхождение в урок.
II. Ситуация интриги, постановки учебной задачи.
Учитель: Сегодня на уроке мы снова отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы. (СЛАЙД 1А)
А) Старинное название губ(рта),+ное =устное
Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное
В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество
(СЛАЙД 1Б) Устное народное творчество
Учитель: УНТ-это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое?
(ответ: ФОЛЬКЛОР) (СЛАЙД 1 В)
Учитель: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР – это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.
III. Актуализация знаний.
1. Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора. И мы откроем первые лепестки нашего цветка. Сегодня мы работаем в группах, поэтому прошу подойти капитанов за заданиями.
(Капитаны берут листки для обсуждения в команды 1-2 минуты)
Конверт №1
-
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают.» (сказка)
-
«ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости» (былина)
-
«Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (поговорка)
-
– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено? Ведь это дрова!
– А коли видишь, так чего спрашиваешь? (шутка) -
«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» (небылица)
2. Проверка.
Дети зачитывают отрывок, учитель открывает лепестки ∆ на цветке: былина, сказка, поговорка, шутка, небылица
IV. Работа над пословицами.
Учитель: Ну вот, ребята, «Кончил дело – гуляй смело!»
Ой, ребята, что это я сказала? (Ответы: это Пословица) ∆На цветке – ПОСЛОВИЦА.
Учитель: Посмотрим, знаете ли вы пословицы: Соедините начало и окончание пословицы. (СЛАЙД 2А)
Терпенье и труд | а не ученье – тьма. |
Ученье – свет, | там и счастье. |
Не спеши языком, | всё перетрут. |
Труд кормит, | торопись делом. |
Где труд, | а лень портит. |
(От каждой команды выходит по одному человеку, выполняя задание)
(СЛАЙД 2Б) Читаем хором, объясняя смысл.
Учитель: Что скрывает каждая пословица? (ОТВЕТ: в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл – народная мудрость)
V. Загадка. Игра. Считалочка.
1. Конверт №2
Учитель: Чтобы открыть следующий лепесток, надо выполнить задание 2-го конверта.
(У каждой группы там разные загадки о МЕДВЕДЕ)
Учитель: Прочитайте задание. О ком идёт речь? (СЛАЙД 3) По каким признакам догадались, что это медведь? (ОТВЕТЫ) Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА – вывешиваем лепесток)
2. ФИЗМИНУТКА-игра.
А) Учитель: Отдохнём, поиграем. (Дети встают в круг.)Надо выбрать водящего. Как это сделать? (ОТВЕТЫ: надо посчитаться) Какой жанр фольклора мы использовали для этого ?
(СЧИТАЛОЧКУ вывешиваем лепесток)
Водящему надеваем маску-медведя.
Б) Играем «У медведя во бору»
Дети:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, всё на нас рычит.
Учитель: Каким жанром фольклора мы начали игру? (ОТВЕТ: Игровым приговором)
∆ Лепестки: игра, игровой приговор.
VI. Работа над потешкой.
1. Учитель: Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.
Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.
2. Вспомним одну из них – ИНСЦЕНИРОВКА.
– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожёг.
–Зашить можно?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.
Вывешиваем лепесток – жанр – Потешка.
VII. Народная песня.
1. Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.
СЛАЙД 5А – ЧСТШК (ОТВЕТ: частушка) СЛАЙД 5Б – с ответом.
2. Учитель: Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «перевирка», «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.
– А к какому жанру мы отнесём частушку? (ОТВЕТЫ: к песне) Вывешиваем лепесток.
3. Послушаем частушки (СЛАЙД 5В)
-
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать. -
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая. -
Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
VIII. Закличка.
1. Слышим колокольный звон. (СЛАЙД 6А)
Учитель: Как вы думаете, о чём может рассказать этот звон? (ОТВЕТЫ)
– Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси была и есть – встреча Весны. Ведь весна-это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие в дом; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.
2. Для того, чтобы определить название следующего жанра, выберите из родственных слов имя существительное (СЛАЙД 6Б)
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
3. Учитель: Давайте и мы попробуем покликать Весну – добрую, радостную, солнечную, благополучную. Вы должны будете прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.
Конверт №3 (Капитаны сами выбирают себе закличку)
Вывешиваем лепесток – закличка.
А) Ау-ау, аукаем
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хошь гуляй!
Ау-ау, аукаем!
Б) Ласточка, ласточка,
Милая касаточка!
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем побывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
В) Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетите,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!
Г) Весна, весна красная!
Приди Весна с радостью;
С радостью, с радостью
С огромной милостью.
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна красна, на чём пришла?
На сомочке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Д) Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Куличики-мужички,
Скворцы-молодцы.
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!
(Дети зачитывают заклички по одному)
IX. Скороговорка.
Учитель: Вы хорошо потрудились.
– А сейчас вам надо поработать группой .Надо будет быстро говорить, очень СКОРО. О чём сейчас пойдёт речь? (ОТВЕТ: о скороговорке) Вы сейчас сами будете сочинять скороговорки. ДЕТИ зачитывают полученные скороговорки. Вывешиваем лепесток.
X. Рефлексия.
– Проверим, как вы разбираетесь в жанрах УНТ. (Капитаны выбирают листок с заданием, в котором надо соединить отрывок и жанр фольклора – Конверт №4)
Например,
А) Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно вёдрышко. |
пословица |
Потянушеньки,потягушеньки, Поперёк толстунушеньки! А в ножки ходунушки, А в ручки хватунушки. А в роток говорок, В головку разумок. |
сказка |
Добры бобры идут в боры. | Закличка |
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать. | пестушка |
Семь раз отмерь, один отрежь. | Скороговорка. |
Б) От топота копыт пыль по полю летит. | Считалка |
Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла. Ой,люли,стояла, Ой,люли,стояла! |
Былина |
Захотелось Илье свою силу попробовать. Он подъехал к Оке-реке, упёрся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил её в реку Оку… | скороговорка |
Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой… |
загадка |
Золотое коромысло Над рекою повисла. |
Песня |
В) Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка-на кошке, По кривой дорожке. |
сказка |
Катилось яблоко Мимо сада, мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. |
Потешка |
Свалился как снег на голову. | Небылица |
Растёт Снегурочка не по дням, а по часам. Что ни день – всё умнее да милее становится… | считалка |
Старину скажу стародавнюю, Небывальщину да неслыхальщину. Как среди моря овин горит, А по чистому полю корабль бежит. |
Поговорка |
Г) – Ты пирог съел? – Нет, не я! – А вкусный был? – Очень! |
Былина |
Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят… |
пословица |
Верное слово молвил поповский сын –не гоже богатырю на пиру сидеть, живот растить. Отпусти меня, князь, в широкие степи, поглядеть, не рыщет ли враг по родной Руси… | песня |
Родина – мать, умей за неё постоять. | Шутка |
Я с горы на гору шла, Я серых гусей гнала, Ой-ли, ой-ли, ой-люли, Я серых гусей гнала |
игровой приговор |