Учебник: Л.Г. Петерсон, Математика, 2 класс, часть 2, урок 4.
Тип урока (по Третьякову): Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технологическая особенность урока: Формирование активной позиции ученика, самостоятельности в принятии решений через использование технологии “деятельностного метода” на уроке.
Цель урока:
Общедидактическая цель: “Восприятие и первичное закрепление нового материала”.
Триединая цель:
- Формировать представление о понятиях “алгоритм”, “программа действий”, “блок-схема”; способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмом.
- Способствовать развитию мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии.
- Формировать умение определять цель своей учебной деятельности, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проявлять активность и самостоятельность в процессе решения проблемы.
План урока. (Приложение 1).
Презентация к уроку.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Ритмический счёт в парах через 3.
- Сегодня мы с вами будем “открывать новые знания”. Своими знаниями мы поможем Ивану Царевичу освободить из плена злого Кощея Елену Прекрасную. (СЛАЙД 2)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
– Вспомните сказку, где была спрятана смерть Кощея? Задайте последовательность поиска смерти Кощея с помощью этих картинок. (СЛАЙД 3)
На доске выстраивается цепочка:
(СЛАЙД 4)
- Как бы вы назвали полученную схему? (Путь, маршрут...).
- В математике это называется БЛОК-СХЕМА. В каждом блоке задана ОПЕРАЦИЯ, которую нужно выполнить, чтобы достичь результата
2. ДУБ: - Чтобы влезть на дуб, запишите числа от 3 до 30 через 3. (СЛАЙД 5)
Проверка: (устно по цепочке). (3,6,9,12,15,18,21,24,27,30)
- Продолжите данную закономерность.
(33,36,39,42,45,48,51).
3. СУНДУК: - Чтобы открыть сундук, найдите значения выражений и запишите в строчку через клеточку. (СЛАЙД 6)
Взаимопроверка по слайду. (СЛАЙД 7)
- Прочитайте последний ответ. Выразите его в разных единицах измерения. (5м6дм5см, 5м65см,56дм5см).
4. ЗАЯЦ: - Чтобы догнать зайца, надо быстро записать выражения по схемам различных типов задач. (СЛАЙД 8).
Самопроверка по слайду. (СЛАД 9).
5. УТКА: Последнее задание спрятано в утке. (СЛАЙД 10).
- Укажите путь Ивану Царевичу. Если известно, что ему до Елены Прекрасной надо СКАКАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕС, ПЛЫТЬ НА КОРАБЛЕ ПО МОРЮ, ЛЕТЕТЬ НА КОВРЕ-САМОЛЁТЕ НАД ГОРАМИ.
(По ходу объяснения условия задания у доски выставляются картинки с изображением частей пути Ивана Царевича: Л – лес, М – море, Г – горы).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ: за 1 минуту разложить карточки из конверта в 1 цепочку так, чтобы указать путь Ивану.
Проверка: - Прочитайте свою цепочку. Какой путь вы придумали? (МЛГ, ГМЛ, МГЛ...)
III. Постановка проблемы, учебной задачи.
- Почему у нас получились разные маршруты? (НЕ ЗНАЕМ ПОРЯДКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ!).
- А в математике говорят: НЕ ИЗВЕСТЕН АЛГОРИТМ.
(СЛАЙД 11).
Тема нашего урока: “Программа действий. Алгоритм”.
Поставим вопросы урока (записаны фразы на
доске):
Что такое....., ..... ?
IV.Открытие нового знания.
ЯЙЦО: - Расшифруем путь Ивана Царевича, может быть подсказка в яйце? (М Л Г). (СЛАЙД 12)
- Расставьте картины в заданном порядке. У нас получилась программа действий Ивана Царевича из 3-х блоков. Прочитаем её. (СЛАЙД 13)
- Могу ли я переставить местами эти блоки? Почему нет?
2. Работа с учебником: с.10 (задание в красной рамке).
- Прочитайте задание.
- Поставьте пальчик на начало программы и, двигаясь по стрелкам, прочитаем вслух программу.
- Расставьте цифры-номера для каждого блока программы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: Рассмотрите картинки, соотнесите их с программой и напишите на каждой картинке подходящий ей номер в соответствии с заданной программой.
Проверка по слайду. Встаньте те, у кого так же. (СЛАЙД 14)
ФИЗКУЛЬТМНИНУТКА.
3. Восстановите правило, используя данные учебника. (СЛАЙД 15)
АЛГОРИТМ запись алгоритма. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ порядок действий.
*Алгоритм придумал математик Аль-Хорезми, что означало точный набор инструкций, описывающих порядок действий для достижения результата. От его имени и пошло название “Алгоритм”.
ИТАК: - Посмотрим на вопросы нашего урока. На какие из них мы уже можем ответить? (1 и 2). Сформулируйте ответы на эти вопросы. (СЛАЙД 16).
V.Первичное закрепление.
Работа с учебником
- с.10,№1 - УСТНО
- с.10, №2 – УСТНО
VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа с учебником, с. 11, №3.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте операции.
- Рассмотрите блок-схему справа.
- Как будете записывать программу? (цифрами).
- Поведите пальчиком от начала программы до конца по стрелкам.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: - запишите номера операций в программе действий Лены. Для удобства вычёркивайте те операции, которые взяли.
Проверка по образцу (СЛАЙД 17)
- Где можно применить программы, которые мы рассмотрели сегодня в учебнике? (режим дня, приготовление пищи, уход за домашними питомцами).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А мы с вами попробуем применить алгоритм при решении задачи.
- Давайте составим вместе алгоритм работы над задачей. (СЛАЙД 18).
- Используя данный алгоритм, будем решать задачу №7 на с.12.
- Прочитайте условие. Вопрос.
- Это простая или составная задача?
_ Что будем делать дальше? (“одеть схему на доске и в учебнике”).
- Что сделаем потом? (решим).
- Что узнаем 1 действием? Что вторым?
- Запишите самостоятельно решение и ответ.
Проверка: (СЛАЙД 19)
32+28+30=90 (чел) – всего
VIII. Рефлексия деятельности.
Итак: - Вернёмся к вопросам нашего урока. (СЛАЙД 20).
- Составьте устно маленький рассказ о том, что мы узнали, опираясь на вопросы.
1) Мы узнали, что Программа действий – это..., Алгоритм- это....
2) Программа действий записывается с помощью блок-схемы.
3) Используются в жизни...., в математике......
IX. Домашнее задание:
1) с.10, выучить правило.
2) Составить программу действий на тему “Подготовка домашнего задания по математике”. (СЛАЙД 21)