Опыт работы учителя географии по парацентрической технологии обучения

Разделы: География


Опыт работы учителя географии по парацентрической технологии обучения (с презентацией – Приложение 2).

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических аспектов образования.

Главная цель образования – формирование готовности к самообразованию, саморазвитию.

Несколько лет назад я столкнулась с проблемой неумения учеников работать самостоятельно на уроке. Особо остро для меня встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Я изучила несколько видов технологий на курсах в Институте Развития Образования Омской области:

Из всех этих технологий меня больше заинтересовала парацентрическая технология. Она позволяет решить главную цель образования и мою проблему – научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для решения проблемы надо выполнить следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств исследования.

2. Повышать познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

4. Перед началом внедрения технологии согласовать с администрацией школы выделение двух сдвоенных часов в неделю.

Для того, чтобы организовать обучение в классе, мною было разработано 4 формы диагностики:

1) наблюдение, позволяющее выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации;

2) наблюдение за познавательной активностью детей;

3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к работе самостоятельно;

4) после встречи со многими родителями и объяснения работы по парацентрической технологии, были выслушаны их мнения, которые оказались положительными.

В данной технологии учитель имеет большие возможности для реализации уровневой и профильной дифференциации, решая тем самым и проблему адаптации.

Для организации учебного процесса учителю необходимо подготовить следующие материалы:

  1. Информационный лист, где указываются цели уроков всей темы, типы уроков, содержание деятельности учителя и учащихся, средства обучения;
  2. Методические инструкции к работе – приложения к каждой теме с заданиями;
  3. Система критериев результативности по данной теме (что должны знать и уметь учащиеся по каждому элементу знаний);
  4. Лист контроля;
  5. Подготовка к уроку средств обучения.

Средства обучения:

  • специально разработанные учебные тексты с заданиями;
  • учебные пособия;
  • учебники;
  • таблицы;
  • видеоматериалы;
  • электронные пособия;
  • дидактические карточки;
  • энциклопедии.

Примером успешного опыта моей работы в течение семи лет в курсе “География России” (8 класс) с одной из современных педагогических технологий может служить обмен опытом с учителями географии школ № 13, 15 и лицея № 29 города Омска. Учителя, неоднократно побывав на моих уроках, стали разрабатывать и применять уроки по этой технологии. Технология описана в работах [4, 5].

Мною были разработаны информационные листы. Пример информационного листа представлен в Приложении 1.

На начальном этапе внедрения данной методики обучения материалы собирались в папки, затем делались сообщения на методических совещаниях и методических объединениях в школе, а затем на уровне района и города. В данный момент накоплен объемный материал, обобщен мой опыт по применению одной из инновационных технологий в городе Омске.

Результативность работы по парацентрической технологии обучения.

  • Реализуется личностно-ориентированное обучение.
  • “Исчезают” неуспевающие. Растет качество обучения.
  • Увеличивается возможность развития компетентностей у учащихся:
    – в познавательной сфере деятельности (сами планируют свою работу по изучению темы, самоконтроль, взаимоконтроль, регулируют необходимость использования нескольких источников информации);
    – в коммуникативной сфере (общение на разных уровнях);
    – в профессиональной сфере (возможность решать “жизненные” проблемы друг с другом или при помощи педагога, выдвижение целей урока, ориентированных на себя).
  • Ежегодные контрольные срезы показывают высокий и оптимальный уровни усвоения знаний.
  • Позитивная динамика учебных достижений учащихся.
  • Доля выпускников, сдавших итоговую аттестацию на “4” и “5”.
  • Ежегодный выбор учащимися экзамена по географии.
  • Успешность учащихся, участвовавших в школьных и районных олимпиадах
  • Высокий уровень учебных достижений учащихся, осознанное профессиональное самоопределение и продолжение географического образования в вузах.

Конечно, работа по описанной технологии требует от учителя больше времени и более тщательной подготовки материала, заданий, отбора содержания, учета психологических особенностей учащихся, но она имела подтвержденные результаты:
– занятиям соответствовала комфортная психологическая и рабочая обстановка, повысился интерес к предмету, учителю было интересно видеть, как растут и развиваются ученики;
– ребята чувствовали себя уверенно на уроках, их знания и умения были более прочными, они активно расширяли свой географический кругозор и проявляли повышенный интерес к научно-исследовательской работе, участвовали в походах, экспедициях, предметных олимпиадах, конференциях, где получили высокие результаты, грамоты и дипломы.

Результативность моей работы по географии в 2010–2011 учебном году

Качество успеваемости за первое полугодие.

8а класс 9а класс 8б класс 9б класс
78% 59% 51% 33%

Процент отличников и хорошистов.

8а класс 9а класс 8б класс 9б класс
65% 57% 33% 26%

 

Выводы.

Анализ работы показал, что организация обучения на основе применения парацентрической технологии обучения позволяет добиться высокой мотивации учащихся, осознанной деятельности учащихся, самостоятельности, его дифференциации, 100 % усвоения учебного материала на уровне образовательного стандарта.

Проводя уроки с использованием парацентрической технологии обучения в течение семи лет, я пришла к выводу, что:

  • данная технология позволяет использовать дополнительную литературу для углубления и расширения знаний учащихся;
  • может применяться в работе по развитию познавательной активности учащихся;
  • может применяться в сочетании с другими технологиями и методиками;
  • данная система вариативна, каждый творчески работающий учитель может внести свои коррективы в любой ее компонент;
  • этап информационного ввода учащихся особенно важен, он дает мотивационную установку на изучение нового материала, здесь можно использовать зрительный ряд (мультимедийную презентацию по теме);
  • изучение темы в режиме парацентрической технологии обучения обеспечивает возможность каждому ученику быть успешным, тем самым реализуется личностно-ориентированный подход к обучению на уроках географии.

При обучении с использованием парацентрической технологии обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учениками; формируется многообразное обучающее окружение, часто с выходом на природу и предприятия города.

Литература.

  1. Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
  4. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные методы обучения – М.: Педагогика, 1998.
  5. Суртаева Н.Н. Парацентрические технологии обучения – Тюмень: ТОГИРРО, 1996.