Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  • Познакомить детей с понятием слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”.

Задачи урока:

  • познакомить детей и помочь им усвоить новые понятия: “слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?”;
  • формировать умение задавать правильно вопросы к существительным;
  • закрепить навыки оформления предложения на письме;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать образное мышление;
  • развивать умение анализировать, обобщать;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

Оборудование урока:

  • Учебник “Русский язык” 2 класс авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, по программе “Школа 2100”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • Карточки с набором букв;
  • Дидактический материал по русскому языку автор Л.Ю. Комиссарова;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Пояснительная записка

Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация PowerPoint

I. Организационный момент

Начинаем урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)

А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.

II. Чистописание

Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я отвас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь
За письмо сечас возьмусь.

Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)

III. Словарная работа.

Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)

Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?

А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?

Составьте из этих букв слова.

Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.

Давайте проверим написанное.(слайд №4)

Поднимите руку у кого так же?

IV. Введение в новую тему

Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)

Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

1. Актуализация знаний

Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )

2. Формулирование темы.

Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)

3. Открытие нового знания

Попробуем разгадать кроссворд и определить какие вопросы можно задавать к словам. К примеру я показываю вам картинку, а вы задаете вопрос к ней и говорите, что на ней нарисовано: КТО? – оса, ЧТО - утюг. Кому не понятно поднимите руку. Продолжим. (Слайд № 7, 8)

  • Кто? - оса
  • Что? - утюг
  • Кто? – щука
  • Что? - Лента
  • Что? - коса
  • Что? – торт
  • Кто? – сова
  • Что? – лист
  • Кто? – кот
  • Что? – ель
  • Что? - Балет
  • Кто? - Конь
  • Что? - Веник
  • Кто? - корова
  • Кто? - лев

Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)

Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?

Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?

V. Физ.минутка

Теперь немного поиграем (слайд № 9)

Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.

Будьте внимательны, я буду вас сбивать.

Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.

А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.

IV. Первичное закрепление.

Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)

Кто? Что?
Человек Дом
Мама Город
Щенок Машина
Кит Дерево
Кузнечик Космос

V. Самостоятельная работа

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)

Проверьте. Кто считает иначе?

VI. Повторение.

А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)

Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.

Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?

Запишите получившиеся предложения.

Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)

Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)

Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.

Молодцы!

VII. Подведение итога урока.

Подведем итог. (Слайд №12)

  • Какие слова отвечают на вопрос КТО?
  • Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
  • Кто запомнил как они называются?

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)

№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?

Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.

Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …

Приложение.