Из опыта работы учителя информатики в рамках работы экспериментальной площадки по теме "Использование оптимальных форм оценивания в условиях безотметочного обучения как способ повышения личностного роста обучающихся среднего звена

Разделы: Информатика


Начиная работу в эксперименте, прежде всего мне требовалось изучить набор форм оценивания, созданных преподавателями начальной школы, и продолжить развитие содержательной стороны форм оценивания, разрабатывая свои критерии оценивания, основываясь на требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и Программы по информатике и ИКТ Н.В.Макаровой (системно-информационная концепция).

Государственным стандартом обозначены следующие цели обучения информатике и ИКТ в основной школе:

Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, способности избирательного отношения к полученной информации.

Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Данный перечень целей обучения информатике был положен в основу разработки критериев оценивания учебно-познавательных компетенций учеников экспериментальных классов.

Для себя я решила, что необходимо изменить свой взгляд на подготовку к урокам с точки зрения требований к формированию компетентностей через свои уроки. Для повышения квалификации в этом направлении я прошла курсовую подготовку по теме “Формирование ИКТ компетентностей школьников на уроках информатики” и стала использовать полученные знания на уроках, при их подготовке. А поскольку многие задания, нацеленные на формирование ИКТ-компетентностей, направлены еще и на разработку критериев оценивания этапов выполнения задания, то эта работа стала и для меня, и для ребят хорошим подспорьем в выработке общих критериев (Приложение1, Приложение2).

Моя задача заключалась в том, чтобы сделать каждый урок интересным, а любую тему - доступной. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая учебники (как печатные, так и электронные), энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; организация самостоятельной учебной деятельности на разных этапах урока; организация работы учеников-консультантов; привлечение пяти- и шестиклассников к работе в мини-проектах, разнообразные способы подведения итогов и критерии оценивания на каждом этапе урока или темы в целом - все это способствовало решению задач обучения каждого обучающегося в экспериментальных классах (Приложение3, Приложение4, Приложение5).

При разработке заданий к урокам обращаю особое внимание на критерии оценивания каждого задания, чтобы выполняя его, учащиеся могли ориентироваться на достижение устраивающего их результата. В ходе выполнения практических работ на компьютере учитываю возможности учащихся, их навыки работы на ПК, что используется при подготовке консультантов различных заданий, выполняемых на уроке.

Подбираю и составляю контрольные задания таким образом, чтобы они давали возможность проявиться учащемуся с разных сторон, а оценка качества знаний, умений и навыков учащихся складывалась из оценивания работ различного вида (от устных опросов до творческих работ). Я считаю, что основное назначение компьютерных технологий на этапе среднего образования – это помимо обучения информационной грамотности и культуре, выявление творческих способностей ребенка. Поэтому наиболее удачной считаю на уроках информатики организацию творческой деятельности учащихся. Небольшие вставки в урок заданий по рисованию на компьютере снижают психологический барьер перед техникой, снимают утомление, приглашают ребят к творчеству, к выбору сложности задания, а потом и к самооцениванию. Я разграничиваю практические задания на три уровня: обязательный минимум, при котором задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику; второй уровень – тренировочный (базовый), или уровень свободного владения материалом; третий уровень – уровень творчества, задания которого выполняются только на добровольных началах, либо ребята могут выступать в роли консультантов или помощников. Особое внимание приходится уделять тем, кто боится получить неудачные работы, так как уверен, что не умеет и не любит рисовать на бумаге и думает, что не сможет создать рисунок на компьютере. Для таких ребят разработан набор пошаговых заданий по обучению рисованию на компьютере. Дети, имеющие способности выше средних, на уроке требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Им предлагаются дополнительные задания повышенной сложности, которые часто связывают различные школьные предметы и информатику. Задания подбираются в соответствии с определёнными критериями, они должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика, должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей, вести к “потенциальному росту”. Мир творчества влечет ребят и они уже с компьютером “на ты”, тогда и другая работа на уроке проходит с удовольствием, и желание побыстрее “сесть и порисовать на компьютере” заставляет почаще заглядывать в учебник, помочь однокласснику справиться с трудным для него заданием, чтобы перейти к следующему этапу урок. Выполняя задания творческого уровня, ребята практически всегда сравнивают свою работу с работой, им же выполненной ранее, тем самым могут оценить себя в сравнении с самим собой, и поставить оценку “Лучше” или “На том же уровне”, что всегда приводит к гораздо лучшему результату.

По каждому разделу курса информатики 5-6 класса мною были разработаны критерии оценивания, которыми обучающиеся пользовались не только на уроке, но и дома при подготовке к урокам, т.о. отрабатывая практические навыки работы на компьютере и уже заведомо зная ту “вершину” к которой нужно стремиться, чтобы получить желаемый отличный результат (Приложение6, Приложение7, Приложение8). При разработке критериев оценивания по определенной теме, параллельно шла работа над общими критериями. Здесь уже учитывался обязательно творческий подход к выполнению любой работы, работа в качестве консультанта, помощника, разработчика новой идеи… За это время было не так много уроков, но на каждом уроке использовались разные формы отметки: графическая (диаграммы роста ученика, таблицы - сравнения, “листы достижений учащихся”, “мои успехи”, “оценочный лист” и др.), знаковая (!, !!, ?, ??, +, - , v, ± , » ), словесная (и в том числе, слова-благодарности “Умничка!”, “Молодец!”, “Так держать!”, “Не сдавайся!”, “Подтянись”!, “Обратись за помощью”, “Ты все умеешь, научи одноклассника!” и т.п), наглядно-образная (смайлики, пазлы), десятибалльная шкала, накопительные жетоны, суммирование баллов, рефлексия как способ самооценивания, различные тестовые задания; игровые формы урока с определенными критериями (“Дойди до точки”, “Поднимись на вершину”, “Построй дом”, “Закрась цветок/рисунок”, “Собери пазл” и многое другое). (Приложения9). Все это подводило ребят к самостоятельной итоговой отметки за урок себе и одноклассникам, придавало желание идти вперед, предлагать свои, обсуждать и совершенствовать уже существующие критерии оценивания.

И здесь самооценивание выходит на новую ступень. Самое главное здесь – учить детей:

а) определять область самооценивания;

б) объективно оценивать свою работу, получая чёткие критерии;

в) участвовать в совместной разработке/доработке критериев к уроку/заданию.

В процессе реализации воспитательной функции процесса обучения мною создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с “эталоном” (цель обучения); умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды, ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.

Выводы:

Осуществляя работу на уроках информатики таким образом, я считаю, что мотивация учащихся как одна из важнейших составляющих качества образования повышается, когда существует система индивидуального подхода к каждому ученику, к каждому составляемому заданию. Это достигается разноуровневостью заданий, правом выбора сложности задания, применением различных видов контроля, работой над творческими проектами, работой в роли консультантов. И все это возможно только тогда, когда учащиеся осведомлены об оценочных критериях, участвуют в их разработке, умеют осуществлять самооценивание, самоконтроль.

Однако как бы учащиеся ни научились контролю и оценке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое отношение к себе учителя. Разумеется, не надо наивно предполагать, что наши ученики в срочном порядке и без труда постигнут суть содержательных оценок, овладеют способами контроля и оценки. Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.

Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.