Урок по русскому языку в 11-м классе "Одна и две буквы Н в разных частях речи" с презентацией

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ТДЦ

  • Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи.
  • Развивающая: создать мотивационную основу для обобщения учебного материала,  развивать умение самостоятельно работать с текстом; работать в паре; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра;  развивать диалогическую и монологическую речи обучающихся (работа над связным высказыванием на лингвистическую тему); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
  • Воспитывающая: вырабатывать внимательность и собранность,  аккуратность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувство прекрасного.

Обучающие задачи для учащихся:

Знать:

  • условия выбора Н и НН в разных  частях речи.

Уметь:

  • определять части речи;
  • различать отыменные и отглагольные прилагательные,  отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
  • использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Садитесь, ребята. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Готовы ли вы сегодня сотрудничать со мной?
– Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ.

2. Актуализация опорных знаний

В суматохе дней, в суматохе ночей мы порою не видим,
Как прекрасна земля, как прекрасен ручей
После долгой зимы вьюжной…

– А зима!? Какое это прекрасное время года! Замечаете ли вы, ребята, удивительное в зимней немногоцветной природе?
– Давайте обратимся к «зимним» словам.

1) Орфографическая разминка

Цель: вспомнить правила правописания Н и НН в разных частях речи
Задание: объясните написание данных на слайде слов с Н и НН  (устно)

Серебря(н, нн)ый иней, запороше(н, нн)ые снегом, скова(н, нн)а льдом, околдова(н, нн) невидимкой, окута(н,нн) меховым одеялом. Приложение 1  (ключ – слайд 2)
– На какие правила даны слова?

2) Формулировка темы и целей урока совместно с детьми. (Слайд 3, 4)
(запись даты, темы)

3) Обращение к обобщающей таблице «Н и НН в разных частях речи» (на столах учащихся)

Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастиях прошедшего времени; причастиях, которые перешли в разряд прилагательных

 

Н

НН

Прилагательные, образованные от существительных 1) -ин-, -ан-, -ян-
журавлиный
глиняный
кожаный

искл.: оловянный
           стеклянный
           деревянный

2) краткая форма:
столько, сколько в полной
сильный – сильна

1) -онн-, -енн-
экскурсионный
соломенный

искл.: ветреный, но
безветренный

2) основа на Н + суф. Н
камень – камен+ный

3) краткая форма:
столько, сколько в полной
туманная – туманна

Отглагольные прилагательные 1) от глаголов несов. вида
вязаный (вязать)
2) нет приставки
вязаный
3) нет зависимого слова
вязаный шарф
4) нет – -ова-, -ева-,  -ирова-
вязаный

_______________

Страдательные причастия прошедшего времени 1) краткая форма

связан
покрашен

1) полная форма
(от глаголов сов. вида)
связанный (связать)
2) есть приставка
покрашенный
3) есть зависимое слово
(от глаголов несов. вида)
вязанный спицами шарф
4) есть – -ова-, -ева-,  -ирова-
маринованный
асфальтированный
Причастия, которые перешли в разряд прилагательных

 ___________

 

1) полная форма

рассеянная девочка

2) краткая форма
девочка рассеянна

Запомнить !!!

Жёваный, кованый, смышлёный, незваный, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный.

–  Вывод о правописании Н и НН в разных частях речи.
– Чтобы не ошибиться в правописании Н и НН в разных частях речи, нужно сначала определить часть речи, а затем применить правила правописания, которые, как вы видите, у каждой части речи свои.

4) Работа с алгоритмом «Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях» (на столах учащихся).

5) Повторение способа действия для разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий.

Девочка рассеянна и невнимательна. (Рассеянна – можно заменить полным прилагательным рассеянная. Следовательно, это краткое прилагательное, в котором пишется столько Н, сколько в полной форме)
Семена рассеяны по полю. (Рассеяны – сказуемое, его можно заменить глаголом рассеяли. Следовательно, это краткое причастие, в котором всегда пишется Н)
Он рассеянно смотрел по сторонам. (Смотрел как? – обстоятельство образа действия, выраженное наречием; его можно заменить наречием невнимательно. Следовательно, рассеянно – наречие, в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

3. Обобщение и систематизация материала

1) Тренировочные упражнения

– Сейчас выполним ряд упражнений на совершенствование знаний.

Карточка №1

А) Работа в паре.

Цель: отличать отглагольные прилагательные от причастий.

Задание: списать, раскрыв скобки, обосновывая свой выбор. У1 – по цифрой 1, У2 – под цифрой 2; обменяться тетрадями, произвести взаимопроверку и взаимооценку по ключу.

1) Косить – коше(н,нн)ый луг, скоше(н, нн)ая трава, трава не скоше(н, нн)а, невыкоше(н, нн)ый луг, некоше(н,нн)ый луг.
2) Золотить – золочё(н, нн)ая брошь, позолоче(н, нн)ая рама, рама позолоче(н, нн)а.
(Слайд 5)

Вывод о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Карточка №2

Б) Самостоятельная работа

Цель: уметь определять части речи; различать краткие отглагольные прилагательные, причастия и наречия.

Задание: списать, раскрыть скобки, определить часть речи, обосновать свой выбор, произвести самопроверку и самооценку по ключу. (Слайд 6)

  • Дело чрезвычайно запута(н,нн)о.
  • Ответ звучал запута(н, нн)о и непродума(н, нн)о.
  • Все детали операции были тщательно продума(н, нн)ы.
  • Его ответы были точны и продума(н, нн)ы.
  • На столе стояла глиня(н, нн)ая фигурка обезьянки.

Вывод о правописании Н и НН в отыменных прилагательных, кратких отглагольных прилагательных, причастиях, наречиях.

В)  Просмотр картин, устное рисование с использованием систематизированных правил.
(Слайды 7-11)

– Давайте прикоснёмся к искусству, рассмотрим репродукции картин И.И.Шишкина, мастера пейзажной живописи, который очень любил северную природу и написал много картин о разных временах года.

2) Работа по разноуровневой карточке.

Карточка №3

Разноуровневая карточка

Задания по выбору.

1 уровень

Цель: уметь определять части речи, применять правила правописания Н и НН в разных частях речи.
Задание: списать, вставить Н или НН, определив часть речи. Самопроверка по ключу.

 Величаво и торжестве..о возвышается могучее, гордое дерево. Тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украше..ой ризой свяще..ика, прогибает нижние ветки, похожие на натруже..ые, изможде..ые руки, почти до земли. Лу..ый свет освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит первозда..ый снег на сосне и вокруг.
 Полное замороже..ое безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна-«мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. (Слайд 12)

2 уровень

Цель: различать отыменные и отглагольные прилагательные,  отглагольные прилагательные и      страдательные причастия, наречия.
Задание: используя данные ниже словосочетания, составьте предложения; обоснуйте выбор Н и НН.

Величестве(н,нн)ая сосна; таинстве(н,нн)о мерцающий снег; небо таинстве(н,нн)о; заснеже(н,нн)ая скала; тень дли(н,нн)а; ствол укута(н,нн)ый, облепле(н,нн)ый снежными хлопьями; укута(н,нн)ы, придавле(н,нн)ы снегом; медле(н,нн)о, со(н,нн)о проплывают; лу(н,нн)ый свет.

3 уровень

Цель:  использовать  данную орфограмму в речи.
Задание: составьте текст по заданному началу, объясните написание Н и НН в словах разных частей речи.

Смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределе(н,нн)ое, загадочное желание оказаться там, внутри…

4. Контроль и коррекция знаний

Тест. Н и НН в различных частях речи (задания части А (А12)

1. В каком слове на   месте пропуска пишется две буквы НН?

А) ути...ые     истории
Б) чище...ая  морская  рыба
В) проштампова...ое  письмо
Г) колено  раздробле…о

2. На  месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН?   Необразова(1 )ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

А) 2, 3, 5
Б) 1, 2, 3
В) 1, 2, 3, 4, 5
Г) 1, 2, 3, 5

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а  китайская  ваза.

А) 2, 4
Б) 1, 4, 6
В) 3, 4, 7
Г) 1, 4, 5

– Самопроверка, самооценка по ключу. Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б (слайд 13)

5. Выводы по уроку, рефлексия, оценки (Слайд 14)

Закончить урок хочу на лирической ноте, прочитав строчки, напетые мне нашей природой:

В нашем заснеженном краю,
Где каждая берёзка – королева,
Где кедры, сосны, ели, как в раю,
Нам настежь открывают свои двери,
Мне хочется творить, любить и верить.

– Я желаю вам успехов, творчества, запишите домашнее задание.

6. Информация о домашнем задании (Слайд 15)

1) Выучить таблицу
2) На выбор: составить словарный диктант на обобщённое правило, составить предложения или связный текст на тему «Северная зима» или  сочинить стих.

При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и Интернет-ресурсы:

1. http://rus.lang-gimn6.edusite.ru/p14aa1.html
2. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0112/p0112.htm
3. http://www.museum-online.ru/P%85/Ivan_Ivanovich_Shishkin/Preview/27
4. https://urok.1sept.ru/articles/566646/
5. Г.А Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 159 с.