Тип урока: урок-практикум.
Цель: формирование знаний учащихся о зоне лесов умеренного климата и взаимосвязи ее компонентов
Задачи:
- Объяснить особенности сезонного климата;
- выявить зависимость живых организмов лесной зоны от ее географического положения;
- учиться показывать зону лесов на карте;
- показать особенности лесной зоны, хвойных и лиственных лесов;
- учиться доказывать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;
- учиться заполнять блок-схемы;
- развивать умение работать с картой, как источником информации;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь;
- развивать умение организовывать свою деятельность на уроке;
- развивать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы обучения: практическая работа с картой, учебником, наглядный, словесный.
Формы работы: групповая (работа в парах), индивидуальная
Оборудование к уроку: Карта “Природные зоны”, гербарий растений леса, компьютер, диск с презентацией “Леса умеренного пояса”, раздаточный материал (блок-схема “Лес”, ).
Структура и ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Пожелайте друг другу удачи.
(Слайд 1.)
– Урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами.
– Мы должны быть очень внимательными, наблюдательными, замечать все сходства и
различия.
– Зачем нам это нужно?
– Давайте, вспомним, что мы уже знаем и приведем наши знания в определенный
порядок.
II. Актуализация знаний.
1). Блиц-опрос. (Слайд 2)
– Что такое экосистема?
– Что экосистема получает из вне?
– Что такое природная зона?
– Какие природные зоны изучили?
– Как меняются зоны?
– В каком климатическом поясе они расположены?
2). Работа с картой. (Слайд 3).
– Покажите на карте эти зоны.
– Какими цветами они изображены на карте? Как вы думаете, почему?
III. Сообщение темы и цели урока.
– А какого цвета следующая природная зона? Почему? (Слайд 4)
– Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стихотворение С.Погорельского.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– С какой природной зоной мы будем знакомиться? И зачем?
– Вы совершенно правы. Сегодня мы знакомиться с зоной леса умеренного климата (показываю
зону лесов на карте), для того чтобы найти ее отличительные черты от других
природных зон. Ведь все познается в сравнении. А также доказать что в природе
все взаимосвязано.
– Обратите внимание на карту. Между зоной тундры и зоной лесов есть еще одна
зона, закрашенная более темным цветом.
– Что это за зона? Прочитайте ее название. (Слайд 5).
– Подумайте, почему она получила такое название?
– Из увиденного и услышанного сделайте вывод: какую роль она играет?
IV. Открытие новых знаний.
(Слайд 6)
– Что мы должны узнать на уроке про лесную зону?
– В какой последовательности будем рассматривать? Давайте составим план работы.
(Кликать по слайду.)
– С чего должны начать?
– Почему?
1). Рассказ учителя.
– Какова главная особенность умеренного климата?
(Слайд 7)
Она заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, по научному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность ее меньше. Осадков выпадает достаточное количество.
– В виде чего выпадают осадки?
– В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая
широкая – лесная зона. (Параллельно показать на карте зону.)
– Чем же отличается лесная зона?
– Правильно, конечно же, лесами.
– А почему?
Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги (клик по слайду). Значительный слой почвы (клик по слайду). За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.
– А как вы думаете одинаковые ли природные условия в северной части природной
зоны и южной?
– Совершенно верно.
В северной части есть слой вечной мерзлоты (клик по слайду), но он успевает за лето оттаивать на большую глубину, чем в тундре, это важно для корней растений. А в южной части природной зоны вечной мерзлоты вообще нет, зимой промерзает лишь поверхностный слой земли, вешние воды обильно питают почву, есть плодородный слой.
– Каков климат в умеренном поясе?
В умеренном поясе лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная (клик по слайду).
2) Физкультминутка. (Слайд 8)
Мы по лесу все гуляли,
Много разного видали.
Есть ли ели на опушке
До небес верхушки?
Слушали,
Молчали.А внучата – елочки,
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Мы по лесу все гуляли,
Много разного видали.
– На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой
природой.
– А какие условия нужны для того, чтобы росли деревья?
3). Практическая работа с картой и учебником, заполнение блок-схемы.
Пользуясь учебным материалом на с.20–21 и картой на с.104–105 учебника, мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов? и выполните задание 1 на листках (Приложение 1), которые лежат у вас на столах. (Задание дается одно на двоих.)
– На какие же леса (подзоны) делят лесную зону? (Слайд 9).
– Покажите их на карте.
4). Полилог и работа с блок-схемой “Лес”.
– Лес из хвойных деревьев называют тайгой.
(Слайд 10).
Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.
Продолжим заполнение блок-схемы “Лес”, а о типичных представителях тайги нам расскажут “консультанты”. (Учащиеся “консультанты” рассказывают подготовленные дома сообщения о ели, сосне, лиственнице, пихте, кедре и показывают гербарий, а остальные учащиеся по ходу прослушивания сообщений и просмотра гербария, вписывают типичных представителей каждой зоны леса в блок-схему.)
При необходимости учитель дополняет сведения “консультантов”.
– Названия каких растений вы вписали в блок-схему?
– Может кто-то дополнить данный список?
Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники.
– К югу на смену тайге приходит смешанный лес.
(Слайд 11).
– Как вы понимаете значение данного выражения “смешанный лес”?
– С какой природной зоной он схож? Чем?
– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю. Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений.
Послушаем следующих “консультантов”. (Сообщения о березе, осине, липе, лиственнице сопровождаются демонстрацией гербария.)
– Названия, каких растений смешанной зоны лесов внесли в таблицу?
И замыкает зону лесов – широколиственный лес. (Слайд 12)
Какие же типичные представители этой части леса мы знаем. Давайте послушаем и продолжим заполнение блок-схемы. (Выступления учащихся о дубе, клене, каштане, ясене.)
– Какой вывод можно сделать о растительном мире лесной зоны в сравнении с
зоной тундры?
– Какой вид растений является главным “кормильцем” в лесной зоне?
– Помогите закончить предложение: с лесным миром очень тесно связан …
(Слайд 13).
– В лесу можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
– Как вы думаете, животный мир будет тоже более разнообразным по сравнению с
зонами холодного климата? Одинаковые ли звери живут в тайге и в смешанных лесах?
Почему? Давайте это выясним.
5). Практическая работа в парах с картой и заполнение блок-схемы.
– Пользуясь учебником (с. 22–23) и картой (с.106–107), заполните в таблице
названия представителей животного мира лесной зоны.
– Какие же животные обитают в лесной зоне? (Заслушиваются сообщения детей о
животных.)
– Сделайте вывод о животных лесной зоны?
– Могут ли растения и животные обходиться друг без друга? Почему?
Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. “Мусорщики” в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.
– Ответьте на 2 вопрос задания на листочках.
6). Дыхательная гимнастика и физкультминутка. (Слайд 14).
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише –
Деревце все выше.
– Итак, наш урок по лесной зоне подходит к концу. Давайте подведем итог нашей
работы. Мы рассмотрели природную зону леса по всем пунктам составленного нами
плана работы?
– Смогли ли мы найти отличительные особенности данной природной зоны от зоны
тундры?
– Назовите их.
7). Игра “Будь внимателен”.
Послушайте мои высказывания, найдите ошибки и поправьте меня: если услышите неточность, хлопните в ладоши, и из ложного образуйте истинное высказывание.
- Зона лесов расположена севернее зоны тундры.
- Зима теплее, чем в тундре, а лето короткое и холодное.
- В зоне леса произрастают: карликовая береза, дуб, полярный мак, осина, сосна.
- В лесу водятся: лемминг, бурый медведь, тюлень, клест.
– Молодцы, вы были очень внимательны.
8). Самостоятельная работа в парах.
Обсудите в группах-парах – как приспособились растения и животные к жизни в лесу умеренного климатического пояса? и выполните задания на листах. (Приложение 2).
9). Экологическая пропедевтика.
(Слайд 15)
– Послушайте… (звучат звуки леса) о чем нам хотел рассказать лес,
какую еще тайну хочет поведать?
– Что нужно делать, чтобы леса наши сохранить?
V. Рефлексия.
– Ничего не утаил от нас лес, открыл все свои секреты?
– Дети понравилась ли вам в лесной зоне?
– Чему сегодня научились? Что нового узнали?
– Что понравилось больше всего?
– Мы достигли цели поставленной в начале урока?
Самооценка деятельности на уроке.
Домашнее задание: учебник с. 20–25, рабочая тетрадь выполнить наиболее понравившиеся задания с. 46–47; подготовить сообщения о растения и животных степи.