Практикум на сплочение группы

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, снижение тревожности

Время – 3 ч.

Условия проведения, оборудование: комната для проведения групповых занятий, мячи, мягкие игрушки.

Продолжительность занятий: практикум включает 3 занятия, длительность занятия — 40 минут.

Количество участников: 6-10 человек.

Возраст участников: 7-11 лет.

Занятие 1

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: установка эмоционального контакта.

Время – 5 мин.

Инструкция: Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами будем знакомиться, но будем делать это необычно. Каждый из вас по кругу должен будет назвать свое имя и определение на первую букву своего имени.

2. Упражнение  «Узнай по голосу»

Цель: игра на внимание, на сплочение.

Время  – 10 мин.

Инструкция: В первом упражнении мы с вами познакомились, а теперь давайте посмотрим, как вы запомнили голоса друг друга.  Сейчас один из вас выйдет в центр и встанет к нам спиной. Остальные ребята по очереди будут говорить фразу: «За твоей спиной стою я,  Угадай скорей меня».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

3. Упражнение «Ловля моли»

Время – 10 мин.

Цель:создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, формирование произвольного контроля.

Инструкция: Итак, мы уже достаточно хорошо знаем друг друга, и сейчас мы  с вами пришли в гости к одному из участников (указываем на одного из участников группы, представляя ее как хозяина (хозяйки), в гости к которому все пришли). У него дома развелось много моли, и все приглашены для того, чтобы избавиться от моли. Сейчас мы с вами должны будем избавиться
от всей моли, и будем делать это так (демонстрируем, хлопая в ладоши, по предметам, по участникам, акцентируя внимание на том, что по участникам нужно хлопать не сильно).
В игру включаются все участники. Игра продолжается с учетом меры вовлеченности в нее всех участников.

4. Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время – 10 мин.

Участники встают в круг.

Инструкция:  Пока мы с вами были в гостях, за окном начался австралийский дождь. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Обратная связь:

– Легко ли вам было выполнять упражнения?  Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?

– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Занятие 2

1. Упражнение «Липучки»

Цель:  повышение сплоченности группы.

Время – 10 мин.

Инструкция: Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп,  вы должны остановиться и объединиться с кем-либо, так как я скажу, например руками, ногами и т.д. Вы должны слушать меня внимательно. Давайте попробуем.

2. Упражнение  «Жучок»

Цель:сплочение группы.

Время – 10 мин.

Инструкция: Мы с вами дотрагивались друг за друга ногами, руками. И сейчас мы проверим, кто кого  запомнил. Водящий выходит в центр и встает спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с рас­крытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотро­нулся до его руки. А мы с вами считаем, кто угадал больше всех.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли ведущего.

3. Упражнение «Не вижу – не слышу»

Цель: создание положительного эмоционального фона, формирование произвольного контроля, умения под­чиняться требованиям одного.

Время – 10 мин.

Инструкция: А сейчас угадавший больше всех дотронувшихся, будет ведущим в следующей игре. Когда ведущий будет говорить «не вижу» - можно бегать, прыгать и резвится, но при этом нужно все это делать молча, не произнося ни одного слова и звука; а когда произносит «не слышу» - можно шуметь и кричать, но при этом  не разрешается сходить с места.

4. Упражнение «Лимон»

Цель: снятие напряжения.

Время – 5 мин.

Инструкция:

  1. Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
  2. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
  3. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
  4. Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Обратная связь:

– Легко ли вам было выполнять упражнения?  Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?

– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Занятие 3

1. Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Цель: сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.

Время – 10 мин.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого светлые волосы" – и все, у кого светлые волосы должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
В конце игры дать задание разделиться на 2 команды, по признаку,  например, мальчики и девочки (или любой другой  признак, главное, чтобы число участников было примерно равным).

2. Упражнение «Крепость»

Цель: игра дает детям возможность выплеснуть агрессию.

Время – 15 мин.

Инструкция: Теперь каждая команда должна построить из подручных вещей крепость.
Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Затем меняются ролями. Основное оружие –  мягкие мячи, мягкие игрушки. Удары, толчки запрещены.

3. Упражнение «Общее движение»

Цель: снятие напряжения в группе, сплочение.

Время – 10 мин.

Инструкция: Вы все молодцы каждый отлично защищал свою крепость. И сейчас мы вновь одна команда. Мы встаем в круг, и каждый по очереди начинает показывать определенное движение, остальные  по очереди повторяют это движение.
Упражнение выполняется до тех пор, пока свое движение не продемонстрирует каждый ребенок.

4. Упражнение “Задуй свечу”

Цель: снятие напряжения.

Время – 5 мин.

Инструкция: А сейчас мы представим, что в центре круга горит свеча, и мы вместе с вами  должны ее задуть. Для этого надо глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Обратная связь:

– Легко ли вам было выполнять упражнения?  Какая игра понравилась больше всех? А что в ней понравилось больше всего? Какое у тебя сейчас настроение?

– Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!