Цели:
- показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника;
- убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Вопросы для обсуждения:
- здоровье ребенка и школьные нагрузки;
- особенности рационального организованного режима дня;
- приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Подготовительная работа:
- анкетирование;
- подготовка комплекса упражнений,
- памятки для родителей.
Ход собрания
I. Вступительное слово учителя
Начало обучения ребенка в школе - это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способность такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
II. Анализ анкетирования
Родителям была предложена анкета:
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнением им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием своего ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок сам делает уроки или вы ему помогаете?
- Как долго по времени ваш ребенок делает уроки?
- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым?
III. Ознакомление родителей с режимом дня школьника
Классный руководитель раздает родителям памятки и комментирует их содержание.
Памятка для родителей №1.
Режим дня
Примерный вариант режима дня первоклассника | Время |
Подъем | 7.30 |
Зарядка, умывание, уборка постели | 7.30 - 8.00 |
Завтрак | 8.00 - 8.20 |
Дорога в школу | 8.20 - 8.40 |
Занятия в школе | 9.00 - 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 13.00 - 14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому | 14.30 - 16.00 |
Приготовление уроков | 16.00 - 17.00 |
Свободное время | 17.00 - 19.00 |
Ужин | 19.00 - 19.30 |
Свободное время | 19.30 - 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну | 20.30 - 21.00 |
Памятка для родителей № 2
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка-первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8-10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения
IV. Работа родителей в группах
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских "НЕЛЬЗЯ", который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать ребенка игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать маму и папу, чтобы начать выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребенка.
V. Подведение итогов собрания
В конце собрания родители высказывают свое мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чем смогли убедиться.
Литература для подготовки родительского собрания:
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания - М.,Вако, 2006.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться. - М.,2003.
- Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.