Цель урока: сформировать умения и навыки обучающихся применять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел в нестандартных ситуациях
Задачи урока:
- дидактическая: стимулировать учащихся к овладению навыками сложения и вычитания смешанных чисел, научить применять полученные знания при сложении десятичных дробей и смешанных чисел;
- развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать;
- воспитательная: воспитывать толерантность, взаимопомощь, прививать аккуратность и трудолюбие
Тип урока: комплексное применение знаний
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технологии проектной деятельности
Дидактические средства: проектор, компьютер, учебная литература, плакаты, карточки-задания, буклеты, подготовленные учащимися, наборы яблок для рефлексии
Структура урока:
1. Организационный этап - 1 мин.
2. Мотивация и эмоционально-положительный настрой, создание ситуации успеха и доверия - 1 мин
3. Актуализация опорных знаний - 7 мин.
4. Демонстрация буклета и презентации "Из истории развития дробей" - 4 мин.
5. Основной этап: комплексного применения знаний - 26 мин.
- Изучение нового материала
- Закрепление умений и навыков
- Использование тренажера "Сложение и вычитание смешанных чисел"
- Формирование умения математической речи
- Тест
6. Динамическая пауза - 2 мин
7. Домашнее задание - 2 мин.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия - 2 мин.
Ход урока
Этапы урока и их содержание | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный
II. Формирование мотивации и настроя на работу
III. Актуализация опорных знаний1. Постановка цели: Повторить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел, научиться применять алгоритм при сложении смешанных чисел и десятичных дробей. 2. Устный счет Слайды 3-9 3. Индивидуальная работа с учащимися (карточки по степени сложности) Приложение 14. Проверка домашнего задания Задачу № 420 нужно было решить 2 способами. 5. Демонстрация буклета и презентации "Из истории дробных чисел"
III. Основной этап: комплексного применения знаний 1. Изучение нового материала № 1 Выполните действия а) 1,6 + б) + 3,4 в) + 5,8 Затем самопроверка и взаимопроверка результатов 2. Закрепление № 379 Приложение 2
№ 380 б) г) д) Решение уравнений, далее самопроверка Слайд 10 Учитесь говорить правильно Слайд 11 Динамическая пауза Слайд 12 Гимнастика для глаз Слайд 13 Задача № 393 с подробным разбором на доске и в тетради Приложение 3
3. Классу предлагается тест Слайд 14 Ученики выполняют тест на листочках и выбирают правильный вариант ответа. По окончании работы листочки сдают учителю, который проверяет решение и выбор ответа.
IV. Домашнее задание (заранее записано на доске) № 421, 426 б), 422, творческое задание: составить и решить задачу в несколько действий на применение сложения и вычитания десятичных дробей и смешанных чисел (можно оформить презентацией), продолжить работу над проектом V. Подведение итогов урока. Рефлексия Сегодня на уроке очень хорошо поработали, 14 человек получили оценки. Молодцы, ребята! Спасибо за урок! |
1 мин
1 мин
7 мин
4 мин
6 мин
6 мин
2 мин
2 мин
6 мин
6 мин
6 мин
2 мин
2 мин |
Проверка наличия письменных
принадлежностей и состояния организации
учебного места. "Прекрасное осеннее утро. Ещё один чудесный день начинает свой путь по нашему краю, начнем и мы" "Настроитесь на работу, будьте доброжелательны друг к другу и у вас все получится!" Сообщает дату проведения урока, тему урока, цель урока. Слайд 2 Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение. И сегодня на уроке предлагаю доказать, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение. В работе по карточкам ребята должны назвать фамилию ученого-математика. Учитель говорит несколько слов об этом ученом, если учащиеся слышат о нем впервые. Выставляет оценки
Группы ребят работают над проектом. Результаты работы: презентации, буклеты, рефераты. Весь подготовленный материал разбит на 3 урока. Буклеты распечатаны. По окончании обсуждения - выставление оценок. Самостоятельно в тетрадях, решение обсудите в парах. Сколько может быть способов решения? Оба способа записываем в тетрадь. Всегда ли можно выполнять действия первым способом? А в каком случае смешанное число можно записать в виде десятичной дроби?
Выполнить задание более удобным способом Учитель следит за решением, проверят работу в тетрадях, отвечает на вопросы учащихся и сам задает вопросы.
Учитель задает вопросы ученикам, работающим у доски: Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое?
А теперь все дружно встали: физкультминутка. Посмотрите на экран: красивый пейзаж. Выполняя вращательные движения глазами, сохраните в памяти положительные эмоции Вопросы: Сколько было бригад? Что можете сказать про каждую бригаду? На какой первый вопрос вы можете ответить? Что можно найти следующим действием? Сколько способов решения имеет задача? Запишите задачу любым способом. Можно ли дроби сократить? Можно ли смешанные числа выразить десятичными дробями?
Достигли ли мы поставленной цели? На этот вопрос нам помогут ответить результаты теста По окончании теста - на экране высвечиваются ответы. Слайд 15 Можно предварительно подвести итоги. Критерий оценивания: тест без ошибок -"5" ошибка в 1 задании - "4" в двух - "3" более 2 - "2" Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что аналогичные задания были разобраны на уроке. Творческое задание необязательно выполнять всем, но оценка за него будет выставляться в журнал.
Учитель предлагает вернуться к цели урока и ответить на вопросы: - Что нового узнали? Чему научились? Учитель предлагает оценить удовлетворенность своей работой на уроке, используя рефлексию "Дерево". - Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета Слайд 16 |
Сообщают об отсутствующих.
Записывают в тетради.
3 человека работают по карточкам, 1 ученик решает у доски домашнюю задачу, остальные принимают активное участие в устном счете.
2 ученика демонстрируют буклет, двое - презентацию. Ребята могут задавать вопросы, идет обсуждение.
Ученик выносит задание на доску. Обучающиеся работают в парах Ответы: два или десятичную дробь записать в виде смешанного числа, или смешанное число - в виде десятичной дроби. Нет, нужно выбирать удобный. Перевод смешанного числа в десятичную дробь возможен только тогда, когда знаменатель дробной части является делителем 10, 100, 1000 и т.д.
2 ученика решают на обратной стороне доски, далее взаимопроверка
2 ученика решают на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетрадях, в парах могут обсудить непонятные вопросы
У доски 2 ученика решают задачу разными способами Учащиеся, первые правильно решившие задачу в тетради, получают оценку
В это время ученица работает с тренажером http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_12.php
Учащиеся сверяют ответы и сдают работы.
Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Используемая литература и интернет ресурсы.
1. Математика -6. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2008 г.
2. Дидактические материалы по математике для 6 класса. - А.С.Чесноков, К.И. Нешков. \- М.: Просвещение, 1998 г.
3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина 6 класс. - М.: ВАКО, 2009г.
4. Статья из раздела: "Преподавание математики" Федяковой И. Е.\ Сложение и вычитание смешанных чисел. 6-й класс
5. Публикация "Урок математики в 6 классе" учителя Висловой М.Г