Внеклассный кружок "Мыслитель". "Знакомство с танграмом – древней китайской головоломкой"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи занятия:

  • познакомить с понятием «головоломка»;
  • познакомить историей появления танаграма;
  • повторить названия фигур, известных первоклассникам, учить сравнивать фигуры по форме, размеру;
  • научить составлять картинки с заданным разбиением на части;

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Напоминаю, меня зовут Диана Юрьевна, и сегодня у нас занятие кружка «Мыслитель»

II. Актуализация

- Вы слышали слово «головоломка»?

- Как вы понимаете это слово?

- Какие головоломки вы знаете?

III. Сообщение новых знаний.

1. Беседа «Головоломки».

Рассказ учителя о знаменитых головоломках: Кубик Рубика, Пирамидка Рубика, Змейка Рубика, Волшебные кольца, Цилиндр.

Показ головоломок (презентация)

«Кубик Рубика» (первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой грани кубика окрашен в один из шести цветов. Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая грани кубика, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать кубик Рубика»).

«Пирамидка Рубика» Известная механическая головоломка с 4-мя сторонами разного цвета. Цель — собрать все элементы одного цвета на одной стороне. Как и Кубик Рубика, она состоит из элементов, которые при повороте граней могут перемешаться с грани на грань, только роль кубиков здесь выполняют маленькие тетраэдры, из которых и сложен большой тетраэдр. По сути, измененная версия Кубика Рубика, однако для сборке потребуются другие алгоритмы, ведь перемещение игровых элементов — 14 маленьких аналогов пирамидки происходит вокруг осей, расположенных по отношению друг к другу не под прямым углом, как у Кубика Рубика.

Змейка Рубика — головоломка, также придумана Эрнё Рубиком. Задача состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих ассоциативных вещей. В начале 1980-х годов, Змейка Рубика пользовалась большой популярностью в СССР и до сих пор остается одним из «бестселлеров» среди механических головоломок, сравнимых по популярности с кубиком Рубика. Из данной головоломки можно сложить более ста  фигур. Очень хорошо развивает пространственное мышление.

Цилиндр - представляет собой вращающие вдоль оси кольца с цветными шариками. Задача, перемещая шарики - собрать полоски одного цвета.

Волшебные кольца - два кольца соединены в форме восьмерки. Кольца заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно перемещаться в кольцах. Необходимо из перемешавшихся шариков составить непрерывные последовательности каждого цвета.

Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава, на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой интеллект на должном уровне.

2. Рассказ о древней китайской головоломке «Танаграм».

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов». Относительно её существует следующее предание.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

IV. Практическая работа по теме занятия.

  • Достать из конверта все фигуры пересчитать. (Должно быть 7 фигур)
  • Назвать каждую фигуру (Большие треугольники, маленькие треугольники, средний треугольник, квадрат, четырёхугольник)
  • Найти одинаковые фигуры. (Два больших треугольника, два маленьких треугольника).
  • На первом этапе проходит составление картинки с заданным разбиением на части. Учащимся раздаются листы с рисунком (Приложение 1)
  • Фигуры собирают в указанном учителем порядке – от более простого к более сложному.
  • За время занятия нужно собрать все фигуры уровня. Каждую собранную фигуру проверяет учитель.
  • Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся с неразвитыми пространственными представлениями.

V. Итог работы

- С какой игрой познакомились на занятии?

- Где была придумана эта игра?

- В чём она заключается?