Развитие межпредметных связей на уроках информатики через проектно–исследовательскую деятельность учащихся

Разделы: Информатика, Технология


Одно из направлений развития образования России, обозначенное Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" является развитие системы поддержки талантливых школьников, общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений одаренных ребят. Приоритетными становятся задачи поддержки и развития творческой индивидуальности и исследовательской активности ребенка, формирование познавательной компетентности, проявляющейся в стойких личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.

Исследовательская деятельность - один из видов познавательной деятельности человека, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. [2]

Исследовательская работа с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. [1]

Нередко затруднения и непонимание, с которыми школьники сталкиваются на одном из этапов изучения курса информатики, вызывают, неприятие этого предмета и как следствие пассивность на уроках. Важной задачей учителя является развитие активности учащихся на уроках информатики, их побуждения к получению знаний, пробуждения интереса к изучаемому предмету. Применение элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет учителю увлечь, заинтересовать, показать красоту заданий и возможные варианты применения на практике.

Результатами проектно-исследовательской деятельности в рамках предмета информатика:

  • практические и специальные знания учащихся;
  • опыт профессиональных проб - это те полезные навыки и первичный профессиональный опыт в области современных информационных технологий;
  • продукты - проекты, творческие работы, портфолио.

Но малые проекты не ограничиваются рамками урока, интерес детей доделать, рассмотреть вопрос с другой позиции, перерастает в проектные и исследовательские работы более высокого уровня, и расширяют свои границы, объединяя несколько дисциплин. Результатами таких совместных усилий стали исследовательские работы учащихся МБОУ СОШ №5. Остановимся подробнее.

В 2008/09 учебном году наша школа отмечала юбилей. Ребята загорелись увековечить это событие. На уроках информатики учащиеся познакомились с работой сканера и решили перевести в электронный вид документы школьного музея. Но информация, представленная в виде документов, порой не так интересно выглядит, как если бы все увидеть своими глазами. Работа в программе Movie Maker и проблема, поставленная на уроке перед учащимися, создать фильм с описанием самого значимого события этого года, натолкнула учащихся на идею создания видеофильма о школе. Так работа переросла в научно-исследовательский проект по литературе, истории и информатики "С Пятой по жизни!": История МОУ СОШ № 5 г. Апатиты.

За страницы урока вышла тема по изучению презентаций. Детям было предложено придумать и создать презентацию к урокам по разным предметам. Учащимся интересно работать "под заказ" учителя-предметника и получать оценку не только по информатике, но и по соответствующему предмету. Было создано много презентаций по разным темам и по многим предметам. Но некоторым ребятам захотелось защиту докладов провести в сопровождении презентаций. Так были сделаны работы Великая Отечественная война в творчестве поэтов и писателей Кольского края, История человека в истории страны и др.

При изучении графического, текстового редактора на уроках информатики учащимся предлагается написать статью в школьную газету или выполнить рисунок для ее иллюстрации.

Но не всегда тема урока наталкивает учащихся на практическое применение своих знаний в рамках других предметов. Иногда дети сами ставят вопросы, как правило, опережающего характера, о том, как можно сделать то или иное дело с применением техники.

Так в 2010/2011 учебном году, Мухина Анна, ученица 7 класса, собираясь в поездку по Кольскому краю на фестиваль "Поморская лодья", предполагала встретиться и пообщаться с поэтами и писателями Мурманской области и Карелии. Девочке захотелось для своих одноклассников привезти голоса бардов, интервью с поэтами и писателями. За помощью она обратилась к учителю информатики и получила совет: записать интервью на диктофон. По приезду Анна познакомилась с программой обработки звука, не входившую в изучение на информатике, и под руководством учителей литературы и информатики создала проект Литературная гостиная: "Встречи с поэтами и писателями Кольского края".

Практический вопрос применения программы, изучение которой предполагается в старших классах, решался ученицей 6 класса. Она с учителем математики придумала задачу по окупаемости счетчиков расхода воды. Задача оказалась со многими параметрами и неизвестными. Но большое количество входных данных не меняет сути, а только усложняет процесс вычислений. С использованием компьютера задача стала выглядеть проще, а решение - красивее, а девочка познакомилась с темой "Программирование", которая будет изучаться много позже.

Проекты и исследовательские работы в рамках учебной и внеурочной деятельности по информатике позволяют учителю развить в учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершать первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.

Источники.

  1. А.В.Леонтович "Исследовательская деятельность учащихся" (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
  2. Босова Л.Л. Исследовательская деятельность на уроках информатики в 5-6 классах, С-Пб: БИНОМ, 2010.
  3. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал "Исследовательская работа школьников", 2006.

Интернет-ресурсы.

  1. Пахомова Н. Ю. Внедрение проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс URL:[http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc]
  2. Телёпина И. В. Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся URL:[http://sh1rasskazovo.68edu.ru/nauchnaya_konferenciya.files/doklad_proektdeyt.doc]