Заседание клуба веселых и находчивых: "Электрические, магнитные и электромагнитные явления". 8-й класс

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Класс: 8


Цели мероприятия:

  • повторение знаний об электрических, магнитных и электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач в занимательной форме.

Предварительная работа:

  1. разделить класс на две команды;
  2. выбрать капитанов;
  3. раздать командам домашнее задание;
  4. пригласить учителей, родителей или учеников для работы в жюри.

Домашнее задание:

  • придумать название, эмблему, девиз команды, обращение к соперникам, жюри, болельщикам для первого конкурса «Приветствие команд»;
  • придумать и подготовить сказку в форме инсценировки, видеофильма или презентации для конкурса «Домашнее задание».

Ход игры

Ведущий начинает КВН с представления команд, членов жюри, приглашённых гостей, представляет программу и желает командам удачи.

Программа заседания КВН по физике:

  1. Приветствие
  2. Разминка
  3. Конкурс капитанов
  4. Конкурс «Кроссворд»
  5. Домашнее задание (сказка)
  6. Подведение итогов, награждение

1. Конкурс «Приветствие» (6 баллов):

  • название;
  • эмблема;
  • девиз;
  • обращение к жюри; сопернику; гостям

2.  Разминка «Веселый тест» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Вопросы команде 1:

  • Заряженные тела

а) взрываются; в) намагничиваются; 

б) вращаются; г) взаимодействуют

  • Какие из перечисленных ниже частиц обладают положительным зарядом?

а) атом; в) протон; 

б) электрон; г) нейтрон

  • Магниты создают вокруг себя

а) огород; в) плантацию;

б) поле; г) равнину

  • Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно

а) прикалываются; в) отталкиваются;

б) притягиваются;  г) уничтожаются

  • Вокруг покоящихся заряженных тел существуют поля

а) озимые; в) электрические; 

б) минные; г) магнитные

  • Электрический ток в металлах создается упорядоченным движением

а) протонов; в) положительных и отрицательных ионов; 

б)электронов; г) электронов и дырок

  • Какие действия всегда проявляются при прохождении тока через любые среды?

а) тепловые; в) химические; 

б) магнитные; г) световые

  • Как называется единица силы тока?

а) ватт (Вт); в) вольт (В); 

б) Ом (Ом); г) ампер (А)

  • С увеличением напряжения в электрической цепи с постоянным сопротивлением сила тока

а) уменьшается; в) увеличивается; 

б) не изменяется; г) изменяется по-разному

  • Вольтметр включают в электрическую цепь

а) произвольно; в) последовательно; 

б) параллельно; г) горизонтально

  • При прохождении электрического тока по проводам провода

а) не изменяются; в) удлиняются; 

б) укорачиваются; г) растворяются

  • Каким прибором измеряют работу электрического тока?

а) амперметром; в) счетчиком; 

б) вольтметром;  г) ваттметром

  •  По проводнику пропустили постоянный ток. Магнитное поле этого тока можно обнаружить с помощью…

а) термометра; в) амперметра; 

б) вольтметра; г) стальных опилок

  • рис.1    Стальной полосовой магнит распилили пополам. Каким магнитным полюсом будет обладать конец а (см. рисунок)?                                                    

а) северным; в) размагниченным; 

б) южным; г) предсказать нельзя

  •  Что наблюдалось в опыте Ампера?

а) взаимодействие двух магнитных стрелок; в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током;

б) возникновение тока при вдвигании в катушку магнита; г) взаимодействие двух параллельных проводников с током

  •  Как называются области на земном шаре, в котором направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитного поля Земли?

а) магнитными бурями; в) магнитной аномалией;

б) полярными сияниями; г) нет названия

Вопросы команде 2:

  • Намагниченные тела

а) колеблются; в) взаимодействуют

б) вращаются; г) электризуются

  • Какие из перечисленных ниже частиц обладают отрицательным зарядом?

а) атом; в) нейтрон; 

б) электрон; г) протон

  • Заряженные тела создают вокруг себя

а) лес; в) сад; 

б) рощу; г) поле

  • Тела, имеющие разноименные электрические заряды взаимно

а) отталкиваются; в) притягиваются; 

б) аннигилируют; г) взрываются

  • Магниты и проводники с током создают вокруг себя поля

а) красные; в) магнитные; 

б) электрические; г) неизвестные

  • За положительное направление электрического тока в электрической цепи принимают направление

а) от минуса к минусу; в) от плюса к плюсу; 

б) от плюса к минусу; г) от минуса к плюсу

  • Прохождение тока через металлический проводник сопровождается действиями

а) только тепловыми; в) только химическими; 

б) только магнитными; г) тепловыми и магнитными

  • Как называется единица напряжения?

а) ватт (Вт); в) вольт (В); 

б) Ом (Ом); г) ампер (А)

  •   При увеличении сопротивления электрической цепи с постоянным напряжением сила тока

а) уменьшается; в) увеличивается; 

б) не изменяется; г) изменяется по-разному

  • Амперметр включают в электрическую цепь

а) перпендикулярно; в) последовательно; 

б) параллельно; г) под углом 45 градусов

  • Ученый, обнаруживший, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

а) Ампер; в) Максвелл; 

б) Кулон; г) Эрстед

  • Каким прибором измеряют мощность электрического тока?

а) амперметром; в) счетчиком; 

б) вольтметром; г) ваттметром

  • Как называются полюса постоянного магнита и электромагнита?

а) положительный и отрицательный; в) западный и восточный; 

б) северный и южный; г) красный и синий

  • рис.1    Стальной полосовой магнит распилили пополам. Каким магнитным полюсом будет обладать конец b (см. рисунок)?

а) северным; в) размагниченным;

б) южным; г) предсказать нельзя

  •  Что наблюдалось в опыте Эрстеда?

а) взаимодействие двух магнитных стрелок;

б) возникновение тока при вдвигании в катушку магнита;

в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током; 

г) взаимодействие двух параллельных проводников с током

  •  Как называется явление, вызванное изменением магнитного поля Земли магнитным полем потока движущихся заряженных частиц, выбрасываемых с поверхности Солнца в период усиления солнечной активности?

а) нет названия; в) магнитной аномалией; 

б) полярными сияниями; г) магнитными бурями

3. Конкурс капитанов (за каждый правильный ответ с объяснениями – 1 балл)

Задание 1:

«Чёрный ящик»: угадать с закрытыми глазами, что лежит в чёрном ящике

Капитан команды 1: книга, вольтметр, ключ, резистор, провода, лампочка

Капитан команды 2: амперметр, реостат, батарейка, калькулятор, лампочка, ручка

Задание 2:

Составить и начертить электрическую цепь по описанию

Капитан команды 1:

Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, лампочки, звонка и реостата, соединенных последовательно. Покажите на схеме, как должен быть включен вольтметр, чтобы измерить напряжение на зажимах лампочки, и амперметр для измерения силы тока в лампочке и звонке. Укажите направление силы тока и направление движения электронов в цепи.

Капитан команды 2:

Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, резистора, лампочки и реостата, соединённых последовательно. Покажите на схеме, как должен быть включен вольтметр для измерения напряжения на зажимах резистора и амперметр для измерения силы тока в лампочке и резисторе. Укажите направление силы тока и направление движения электронов в цепи.

Задание 3:

Ответить на вопрос: что произойдет, если ползунок реостата передвинуть влево?

4. Конкурс «Кроссворд» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Кроссворд команды 1 (кроссворд взят из методического пособия 1):

кроссворд1
  1. Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию (термоэлемент).
  2. Физическая величина, зависящая от химического состава проводника и его размеров (сопротивление).
  3. Прибор, служащий для измерения силы тока (амперметр).
  4. Составная часть газонаполненной лампы накаливания (цоколь).
  5. Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины (электроскоп).
  6. Инертный газ, которым наполняют баллон современной электрической лампы (аргон).
  7. Действие электрического тока, которое наблюдается всегда, какой бы проводник ни был: твёрдый, жидкий или газообразный (магнитное).
  8. Поле, образованное неподвижными зарядами или заряженными телами (электрическое).
  9. Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь (схемы).
  10. Прибор, служащий для регулирования силы тока в цепи (реостат).
  11. Заряженная частица, имеющая самый малый отрицательный заряд, который разделить невозможно (электрон).
  12. Русский инженер, создавший электрическую лампу накаливания (Ладыгин).
  13. Частицы, входящие в состав атомного ядра и не имеющие электрического заряда (нейтроны).
  14. Источник тока, в котором внутренняя энергия, выделяющаяся при химических реакциях, превращается в электрическую энергию (аккумулятор).
  15. Вещества, обладающие способностью передавать электрические заряды (проводник).
  16. Передача заряда земле (заземление).
  17. Физическая величина, характеризующая электрическое поле (напряжение).
  18. Проволока из легкоплавкого металла, являющаяся частью общей цепи (предохранитель).
  19. Инертный газ, которым наполняют баллон современной электрической лампы (криптон).
  20. Тела, изготовленные из диэлектриков (изоляторы).

Кроссворд команды 2 (кроссворд взят из методического пособия 1):

кроссворд2
  1. Датский учёный, впервые обнаруживший взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки (Эрстед).
  2. Места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия (полюс).
  3. Французский учёный, объяснивший намагниченность веществ (Ампер).
  4. Вращающаяся часть электродвигателя (якорь).
  5. Обозначение направления тока в проводнике, расположенном перпендикулярно плоскости чертежа, если ток направлен к нам (точка).
  6. Магнитное явление, связанное с солнечной активностью и представляющее кратковременное изменение магнитного поля Земли (буря).
  7. Линия, соединяющая полюсы магнитной стрелки (ось).
  8. Прибор, служащий для ориентации относительно магнитного меридиана Земли (компас).
  9. Технический прибор, предназначенный для очищения зерна от сорняков и случайно попавших железных предметов (сепаратор).
  10. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность (магниты).
  11. Металлическая трубка, свёрнутая в форме винтовой спирали (соленоид).
  12. Поле, образованное движущимися с постоянной скоростью заряженными частицами (магнитное).
  13. Обозначение постоянного тока в проводнике, расположенном перпендикулярно плоскости чертежа, если ток направлен от нас (крестик).
  14. Форма магнитных линий магнитного поля, охватывающего проводник (окружности).
  15. Тип постоянного магнита (или электромагнита), определённый его формой (дугообразный).
  16. Характер магнитного поля (вихревое).
  17. Естественные магниты, встречающиеся в природе (железняк).
  18. Полюс магнитной стрелки, указывающий направление магнитной линии (северный).
  19. Постоянное отклонение магнитной стрелки от направления магнитной линии Земли (аномалия).
  20. Железный стержень внутри катушки (сердечник).
  21. Катушка с железным сердечником (электромагнит).
  22. С их помощью можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов или электромагнитов (опилки).
  23.  Русский учёный, который изобрёл один из первых электрических двигателей, пригодных для практического применения (Якоби).

5. Конкурс «Домашнее задание» (10 баллов)

(оценивается содержание; форма предъявления; количество участников; оформление; впечатление зрителей)

Заключение

Ведущий предлагает членам жюри подвести общие итоги и выбрать победителей. Приглашённые гости выступают со своими впечатлениями о заседании КВН.

Жюри награждает победителей.

Ведущий благодарит всех за участие в игре и закрывает КВН.

Литература:

  1. Серия «Качество обучения». Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.А. Янушевская. – М.: «Глобус».