Цели мероприятия:
- повторение знаний об электрических, магнитных и электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения физических задач в занимательной форме.
Предварительная работа:
- разделить класс на две команды;
- выбрать капитанов;
- раздать командам домашнее задание;
- пригласить учителей, родителей или учеников для работы в жюри.
Домашнее задание:
- придумать название, эмблему, девиз команды, обращение к соперникам, жюри, болельщикам для первого конкурса «Приветствие команд»;
- придумать и подготовить сказку в форме инсценировки, видеофильма или презентации для конкурса «Домашнее задание».
Ход игры
Ведущий начинает КВН с представления команд, членов жюри, приглашённых гостей, представляет программу и желает командам удачи.
Программа заседания КВН по физике:
- Приветствие
- Разминка
- Конкурс капитанов
- Конкурс «Кроссворд»
- Домашнее задание (сказка)
- Подведение итогов, награждение
1. Конкурс «Приветствие» (6 баллов):
- название;
- эмблема;
- девиз;
- обращение к жюри; сопернику; гостям
2. Разминка «Веселый тест» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопросы команде 1:
- Заряженные тела
а) взрываются; в) намагничиваются;
б) вращаются; г) взаимодействуют
- Какие из перечисленных ниже частиц обладают положительным зарядом?
а) атом; в) протон;
б) электрон; г) нейтрон
- Магниты создают вокруг себя
а) огород; в) плантацию;
б) поле; г) равнину
- Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно
а) прикалываются; в) отталкиваются;
б) притягиваются; г) уничтожаются
- Вокруг покоящихся заряженных тел существуют поля
а) озимые; в) электрические;
б) минные; г) магнитные
- Электрический ток в металлах создается упорядоченным движением
а) протонов; в) положительных и отрицательных ионов;
б)электронов; г) электронов и дырок
- Какие действия всегда проявляются при прохождении тока через любые среды?
а) тепловые; в) химические;
б) магнитные; г) световые
- Как называется единица силы тока?
а) ватт (Вт); в) вольт (В);
б) Ом (Ом); г) ампер (А)
- С увеличением напряжения в электрической цепи с постоянным сопротивлением сила тока
а) уменьшается; в) увеличивается;
б) не изменяется; г) изменяется по-разному
- Вольтметр включают в электрическую цепь
а) произвольно; в) последовательно;
б) параллельно; г) горизонтально
- При прохождении электрического тока по проводам провода
а) не изменяются; в) удлиняются;
б) укорачиваются; г) растворяются
- Каким прибором измеряют работу электрического тока?
а) амперметром; в) счетчиком;
б) вольтметром; г) ваттметром
- По проводнику пропустили постоянный ток. Магнитное поле этого тока можно обнаружить с помощью…
а) термометра; в) амперметра;
б) вольтметра; г) стальных опилок
- Стальной полосовой магнит распилили пополам. Каким магнитным полюсом будет обладать конец а (см. рисунок)?
а) северным; в) размагниченным;
б) южным; г) предсказать нельзя
- Что наблюдалось в опыте Ампера?
а) взаимодействие двух магнитных стрелок; в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током;
б) возникновение тока при вдвигании в катушку магнита; г) взаимодействие двух параллельных проводников с током
- Как называются области на земном шаре, в котором направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитного поля Земли?
а) магнитными бурями; в) магнитной аномалией;
б) полярными сияниями; г) нет названия
Вопросы команде 2:
- Намагниченные тела
а) колеблются; в) взаимодействуют;
б) вращаются; г) электризуются
- Какие из перечисленных ниже частиц обладают отрицательным зарядом?
а) атом; в) нейтрон;
б) электрон; г) протон
- Заряженные тела создают вокруг себя
а) лес; в) сад;
б) рощу; г) поле
- Тела, имеющие разноименные электрические заряды взаимно
а) отталкиваются; в) притягиваются;
б) аннигилируют; г) взрываются
- Магниты и проводники с током создают вокруг себя поля
а) красные; в) магнитные;
б) электрические; г) неизвестные
- За положительное направление электрического тока в электрической цепи принимают направление
а) от минуса к минусу; в) от плюса к плюсу;
б) от плюса к минусу; г) от минуса к плюсу
- Прохождение тока через металлический проводник сопровождается действиями
а) только тепловыми; в) только химическими;
б) только магнитными; г) тепловыми и магнитными
- Как называется единица напряжения?
а) ватт (Вт); в) вольт (В);
б) Ом (Ом); г) ампер (А)
- При увеличении сопротивления электрической цепи с постоянным напряжением сила тока
а) уменьшается; в) увеличивается;
б) не изменяется; г) изменяется по-разному
- Амперметр включают в электрическую цепь
а) перпендикулярно; в) последовательно;
б) параллельно; г) под углом 45 градусов
- Ученый, обнаруживший, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?
а) Ампер; в) Максвелл;
б) Кулон; г) Эрстед
- Каким прибором измеряют мощность электрического тока?
а) амперметром; в) счетчиком;
б) вольтметром; г) ваттметром
- Как называются полюса постоянного магнита и электромагнита?
а) положительный и отрицательный; в) западный и восточный;
б) северный и южный; г) красный и синий
- Стальной полосовой магнит распилили пополам. Каким магнитным полюсом будет обладать конец b (см. рисунок)?
а) северным; в) размагниченным;
б) южным; г) предсказать нельзя
- Что наблюдалось в опыте Эрстеда?
а) взаимодействие двух магнитных стрелок;
б) возникновение тока при вдвигании в катушку магнита;
в) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током;
г) взаимодействие двух параллельных проводников с током
- Как называется явление, вызванное изменением магнитного поля Земли магнитным полем потока движущихся заряженных частиц, выбрасываемых с поверхности Солнца в период усиления солнечной активности?
а) нет названия; в) магнитной аномалией;
б) полярными сияниями; г) магнитными бурями
3. Конкурс капитанов (за каждый правильный ответ с объяснениями – 1 балл)
Задание 1:
«Чёрный ящик»: угадать с закрытыми глазами, что лежит в чёрном ящике
Капитан команды 1: книга, вольтметр, ключ, резистор, провода, лампочка
Капитан команды 2: амперметр, реостат, батарейка, калькулятор, лампочка, ручка
Задание 2:
Составить и начертить электрическую цепь по описанию
Капитан команды 1:
Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, лампочки, звонка и реостата, соединенных последовательно. Покажите на схеме, как должен быть включен вольтметр, чтобы измерить напряжение на зажимах лампочки, и амперметр для измерения силы тока в лампочке и звонке. Укажите направление силы тока и направление движения электронов в цепи.
Капитан команды 2:
Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, резистора, лампочки и реостата, соединённых последовательно. Покажите на схеме, как должен быть включен вольтметр для измерения напряжения на зажимах резистора и амперметр для измерения силы тока в лампочке и резисторе. Укажите направление силы тока и направление движения электронов в цепи.
Задание 3:
Ответить на вопрос: что произойдет, если ползунок реостата передвинуть влево?
4. Конкурс «Кроссворд» (за каждый правильный ответ – 1 балл)
Кроссворд команды 1 (кроссворд взят из методического пособия 1):
- Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую энергию (термоэлемент).
- Физическая величина, зависящая от химического состава проводника и его размеров (сопротивление).
- Прибор, служащий для измерения силы тока (амперметр).
- Составная часть газонаполненной лампы накаливания (цоколь).
- Простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины (электроскоп).
- Инертный газ, которым наполняют баллон современной электрической лампы (аргон).
- Действие электрического тока, которое наблюдается всегда, какой бы проводник ни был: твёрдый, жидкий или газообразный (магнитное).
- Поле, образованное неподвижными зарядами или заряженными телами (электрическое).
- Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь (схемы).
- Прибор, служащий для регулирования силы тока в цепи (реостат).
- Заряженная частица, имеющая самый малый отрицательный заряд, который разделить невозможно (электрон).
- Русский инженер, создавший электрическую лампу накаливания (Ладыгин).
- Частицы, входящие в состав атомного ядра и не имеющие электрического заряда (нейтроны).
- Источник тока, в котором внутренняя энергия, выделяющаяся при химических реакциях, превращается в электрическую энергию (аккумулятор).
- Вещества, обладающие способностью передавать электрические заряды (проводник).
- Передача заряда земле (заземление).
- Физическая величина, характеризующая электрическое поле (напряжение).
- Проволока из легкоплавкого металла, являющаяся частью общей цепи (предохранитель).
- Инертный газ, которым наполняют баллон современной электрической лампы (криптон).
- Тела, изготовленные из диэлектриков (изоляторы).
Кроссворд команды 2 (кроссворд взят из методического пособия 1):
- Датский учёный, впервые обнаруживший взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки (Эрстед).
- Места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия (полюс).
- Французский учёный, объяснивший намагниченность веществ (Ампер).
- Вращающаяся часть электродвигателя (якорь).
- Обозначение направления тока в проводнике, расположенном перпендикулярно плоскости чертежа, если ток направлен к нам (точка).
- Магнитное явление, связанное с солнечной активностью и представляющее кратковременное изменение магнитного поля Земли (буря).
- Линия, соединяющая полюсы магнитной стрелки (ось).
- Прибор, служащий для ориентации относительно магнитного меридиана Земли (компас).
- Технический прибор, предназначенный для очищения зерна от сорняков и случайно попавших железных предметов (сепаратор).
- Тела, длительное время сохраняющие намагниченность (магниты).
- Металлическая трубка, свёрнутая в форме винтовой спирали (соленоид).
- Поле, образованное движущимися с постоянной скоростью заряженными частицами (магнитное).
- Обозначение постоянного тока в проводнике, расположенном перпендикулярно плоскости чертежа, если ток направлен от нас (крестик).
- Форма магнитных линий магнитного поля, охватывающего проводник (окружности).
- Тип постоянного магнита (или электромагнита), определённый его формой (дугообразный).
- Характер магнитного поля (вихревое).
- Естественные магниты, встречающиеся в природе (железняк).
- Полюс магнитной стрелки, указывающий направление магнитной линии (северный).
- Постоянное отклонение магнитной стрелки от направления магнитной линии Земли (аномалия).
- Железный стержень внутри катушки (сердечник).
- Катушка с железным сердечником (электромагнит).
- С их помощью можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов или электромагнитов (опилки).
- Русский учёный, который изобрёл один из первых электрических двигателей, пригодных для практического применения (Якоби).
5. Конкурс «Домашнее задание» (10 баллов)
(оценивается содержание; форма предъявления; количество участников; оформление; впечатление зрителей)
Заключение
Ведущий предлагает членам жюри подвести общие итоги и выбрать победителей. Приглашённые гости выступают со своими впечатлениями о заседании КВН.
Жюри награждает победителей.
Ведущий благодарит всех за участие в игре и закрывает КВН.
Литература:
- Серия «Качество обучения». Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.А. Янушевская. – М.: «Глобус».