Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Способность к самообразованию развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Среди мотивов можно выделить:

  • мотивы успеха,
  • преодоления профессиональных затруднений,
  • мотивы, направленные на улучшение материального благополучия,
  • профессионального признания,
  • карьерный рост и др.

Условия профессионального роста:

  1. Самообразовательная работа над методической темой
    Например, методическая тема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики».
  1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы
    Например, предметно-методические журналы и общепедагогическая газета «Первое сентября».
  1. Обзор в Интернете информации по теме
    Например, можно познакомиться с информацией по данной методической теме по следующим ссылкам:
  1. Посещение семинаров, конференций, уроков коллег
    Например, хорошо, когда в школе организуется неделя открытых уроков, методических семинаров.
  1. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
    Например, дистанционное прохождение курсов повышения квалификации для работников образования Педагогический университет «Первое сентября» (http://edu.1sept.ru)
  1. Применение информационно-компьютерных технологий
    Использование и применение на уроках интерактивной доски, онлайн-тестирования, электронно-образовательные ресурсы.
  1. Общение с коллегами в сообществах, на школьных и городских методических объединениях и в Интернете
    Получение новой информации при общении с коллегами помогает педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми.
  1. Участие в конкурсах в Интернете
    Например, принять участие педагогом в следующих дистанционных конкурсах:
  • Фестиваль педагогических идей "1 сентября"
  • Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России»
  • Фестиваля педагогического мастерства "Дистанционная волна"
  1. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
    Например, свои разработки можно разместить на следующих сайтах:

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Список литературы:

  1. Блохина Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне//Народное образование.- 2010.-№8
  2. Бугрова Н. Гора из компетенций: К вопросу о выборе программ повышения квалификации педагогов// Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№3
  3. Ценарева И. Учитель в системе повышения квалификации: поиск новых форм//Народное образование.- 2009.-№8